Брихат-Парашара-Хора-Шастра. Глава 10: Окружение во время рождения.
Глава 10. Окружение во время рождения
10:1-4. Парāшара сказал: "О, cуврата Майтрейа! (‘cуврата’ – тот, кто принял духовный обет.) Теперь я расскажу об окружении во время рождения. Брахма поведал мне об этом в виде повествования на астрологические темы. Прежде всего, с помощью приборов (как сейчас используются часы, так в те времена люди использовали некоторое устройство для отсчёта времени; это была Янтра) астролог должен знать точное время рождения. Тогда он определит Лагну и грахи во время рождения для построения карты рождения; и грахи должны быть расставлены в Лагну и другие бхāвы [дома]. Если рождение происходит в дневное время, то Сỹрйа [Солнце], а если рождение было в течение ночи, то Шани [Сатурн] должен рассматриваться как отец. Подобным образом, Шукра [Венера] и Чандра [Луна] представляют мать для дневного и ночного времени соответственно. Рождение ребёнка было в доме того из родителей, чья граха более сильная.
Комментарии: В этой Адхйайе [главе] мудрец описывает возможные ситуации и события во время рождения. Расчёт Лагны производится согласно формулам, упомянутым в этой главе. В древние времена люди знали различные методы для определения времени. Здесь слово 'Янтра' [визуальный инструмент] и обозначает те методы. Время определялось также с помощью наблюдений. Мудрец указал, что если рождение произошло в дневное время, то отца рождённого надо изучать по Сỹрйе; в то время как описание отца должно быть сделано по Шани, если рождение произошло ночью. Точно так же, положение Шукры или Чандры даст информацию в отношении матери рождённого в случае рождения в дневное или ночное время соответственно. Если Матри-карака [граха, представляющая мать] более сильная чем Питри-карака [граха, представляющая отца], то мать была в доме своего отца, когда произошло рождение, и роды случились там. В противоположной ситуации роды произошли в доме отца рождённого.
10:5. Если благотворные грахи расположены в рāши [знаках] дебилитации и не аспектируются какой-либо грахой [планетой], а Чандра [Луна] расположена в Лагне, то рождение произошло в дороге.
10:6-7. Если, находясь в собственном рāши, Сỹрйа сильный и аспектируется Мангалой, то известно, что комната, где произошло рождение, была освещена многими глиняными лампами. Если Чандра, будучи в водном рāши, находится в 4й бхāве и в соединении или под дришти [аспектом] Шани, то должно быть предсказано, что рождение ребёнка произошло в темноте.
Комментарии: Книга Сāравали говорит тоже самое: "Сильный Сỹрйа, аспектируемый Мангалой указывает, что комната была освещена многими лампами".
10:8-9. Глиняная лампа находится в той части дома, где в карте рождения расположен Сỹрйа. Опытный астролог знает о фитиле лампы по Лагне и о масле по Чандре. Если во время рождения Сỹрйа находится в подвижном рāши, лампа мерцала; если он находится в неподвижном рāши, она была неподвижной; а если он находится в двойственном рāши, то она была иногда устойчивой, а иногда мерцающей.
Комментарии: В главе 4, названной 'Рāши-Сварупа-адхйайа' [Описание знаков], были указаны направления, соответствующее каждому рāши [знаку]. Положение лампы в комнате родов соответствует направлению того рāши, которой занимает Сỹрйа [Солнце] в карте рождения. Некоторые опытные астрологи определяют направление на основе бхāв [домов] карты рождения. Бхāва Лагны – это восточное направление, 7я бхāва – западное; 4я бхāва соответствует северному направлению; а 10я бхāва – южному. Остальные бхāвы расположены между двумя направлениями этих бхāв [домов]. Например, 11я и 12я бхāвы находятся между 10й бхāвой и Лагна-бхāвой. Направление этих бхāв от Лагны будет плавно меняется с востока до юга. Направление, в котором была расположена лампа в комнате родов, известно по направлению бхāвы, в которой расположен Сỹрйа. Информация "о фитиле по Лагне" означает, что если рāши [знак] Лагны находится на начальных градусах, то в лампе был новый фитиль; если у рāши заканчивающиеся градусы (ближе к 30º), то фитиль был вставлен в лампу задолго до рождения и почти сгорел; а если рāши Лагны равен приблизительно 15 градусам, то фитиль был сожжён наполовину. Таким образом, информация о фитиле может быть получена по градусу, в котором был рāши Лагны. Тем же самым способом о масле в лампе можно узнать по Чандре [Луне]. Если она находится в начинающихся градусах, то лампа была полна масла; а если она была в средних градусах рāши, тогда лампа была наполовину полна. Таким образом, количество масла можно узнать по положению Чандры в её рāши. Некоторые опытные астрологи считают, что полнота лампы представлена полнотой Чандры. Масло уменьшается также, как уменьшаться (убывает) Чандра. Сейчас глиняные лампы заменены электрическими лампами. Но те же самые формулы могут дать нам знание, в каком направление комнаты родов была расположена лампа, был ли в комнате свет или нет, и были ли лампа новой или старой.
10:10. Если во время рождения Лагна – это рāши, восходящий со стороны головы, то при рождении ребёнка появится его голова; если это – рāши, восходящий со стороны спины, то ребёнок выйдет ногами; а если это – рāши, восходящий со обоих сторон – с головы и со спины, тогда сначала появится рука ребёнка.
10:11. Направление двери в комнате, где были роды, известно по грахам, расположенным в Кендре, на основании их силы или по рāши, расположенному в Лагне. Они указывают направления.
Комментарии: Здесь выражение 'Кендра-стха-Граха-Йогāдва' означает "больше чем одна граха [планета], расположенная в Кендре". Это не надо понимать в смысле "соединение, сформированное как определяющий фактор события". Самая сильная среди грах, расположенных в Кендре, даёт направление двери в комнате; направление двери будет соответствовать направлению этой грахи. Если нет грах [планет] в Кендре, то направление известно по направлению рāши [знака], расположенного в Лагна-бхāве.
10:12-13. Число акушерок (женщин, присутствующих вместе с рожающей матерью во время родов) равно числу грах между Лагной и рāши, в котором расположена Чандра. Число нянь (акушерок), помогающих снаружи и внутри комнаты родов, считается по видимой и невидимой половинам карты рождения. Число нянь определяется умножением числа грах в их собственном рāши на два; на три, если они находятся в своих знаках экзальтации или они ретроградные. Если присутствуют оба условия (и надо умножать на 2 и на 3), то число грах умножается только один раз – на три. Число пагубных грах между Лагной и Чандрой равно числу женщин-вдов; число благотворных грах равно числу женщин, у которых живые мужья.
Комментарии: Число людей, помогающих родам, равно числу грах [планет], которые расположены в бхāвах (рāши) между Лагной и рāши, в котором находится Чандра [Луна]. Количество нянь (слуг, акушерок, помощниц) вне комнаты, где проходят роды, будет равно числу грах, расположенных в видимой половине карты рождения, то есть, в промежутке от непройденных градусов 7й бхāвы до пройденных градусов Лагны; а число тех, кто находится внутри комнаты родов, будет равно числу грах, расположенных в невидимой половине карты рождения, то есть, в секторе от пройденных градусов Лагна-бхāвы до градусов 7й бхāвы, которые осталось пройти. Существует также точка зрения, что число грах в собственном рāши или в собственном Навāмше и так далее, умноженное на два, даёт число нянь (слуг), помогающих при родах; или это же даёт число грах в рāши экзальтации или ретроградных грах, умноженное на три. Если число грах, которых нужно умножить два, равно тем грахам, которых нужно умножить на три, то их число должно быть умножено только один раз – на три.
10:14-25. На часте тела Кāла-Пуруши, где расположен Мангала и Сỹрйа, должна быть родинка; там, где расположены Шани и Рāху, должно быть обозначено тёмное пятно. Если Чандра, Мангала и Шукра занимают Лагну, то пятно будет на голове. Если Шукра – в 7й бхāве, а Рāху – в 8й бхāве, то будет пятно на левом ухе или на лбу; если Гуру, Шукра и Мангала расположены в 7й бхāве, то должно быть пятно на лбу согласно цвету грах. Если Чандра, Мангала или Шукра находится в Лагне, то, без сомнения, в 12 лет должно быть пятно на лбу. В случае если Шани и Мангала находятся в Триконе, пятно должно быть возле ануса или на половых органах. Когда Шани находится в Лагне, Шукра занимает Трикон, а Буддха и Гуру расположены в 8й бхāве, тогда будет пятно на животе. Если Шукра, Сỹрйа и Рāху находятся в 4й бхāве или Мангала находится в Лагне, то должно быть предсказано, что будет пятно на левой ноге. Если Шукра находится в Лагне, а Рāху в 8й бхāве, то пятно будет на левом ухе ребёнка. В случае, если Гуру находится в Лагне, а Рāху – в 7й бхāве, то пятно должно быть на левой руке. Если Чандра находится в 8й бхāве, Гуру и Шукра – в 12й, а Шани и Мангала – в 7й, то должно быть пятно на обоех руках. Когда Шукра во 2й бхāве, Рāху и Шани – в 10й бхāве, а Сỹрйа – в 8й бхāве, должно быть пятно в области пупка. Если Шукра и Мангала расположены в 3й бхāве, Чандра занимает 2ю бхāву, а Шани – 10ю бхāву, то должно быть предсказано пятно на спине. В случае Буддхи, находящегося в 3й, 6й или 11й бхāве, Гуру – в 12й бхāве, а Шукры – в 3й бхāве, пятно должно быть на грудной клетке.
10:26-28. Если Шани занимает Лагну, Мангала – 7ю бхāву, а Чандра не аспектирует Лагну, и Чандра расположена между Буддхой и Шукрой, то рождение ребёнка было в отсутствии отца (отец находился где-то далеко от своего дома). Когда Сỹрйа расположен в 8й или 9й бхāве в подвижном рāши, тогда тоже нет сомнений в том, что рождение ребёнка произошло в отсутствие отца. Опять, если Сỹрйа расположен в любой бхāве видимой половины карты рождения кроме 10й бхāвы, а Чандра не аспектирует Лагну, то и тогда рождение было в отсутствие отца.
10:29-32. Если в карте рождения ребёнка, рождённого в течение ночного времени, Шани в соединении с Мангалой расположен в подвижном рāши, должна быть предсказана смерть отца за границей. Если 8я или 12я бхāва занята пагубными грахами и сильный правитель Лагны занимает 4ю или 9ю бхāву, то отец рождённого получает болезнь. Если Сỹрйа силён и занимает Лагну и аспектируется Шани и Мангалой, отец рождённого болен во время рождения ребёнка. Если Шани, Мангала и Сỹрйа находятся в 4й или 10й бхāве и они лишены любого благотворного влияния, рождённый лишён счастья от отца (у него не будет отца).