Гита-Джайанти — День рождения Бхагават-Гиты: В 2011 году – 5 декабря

By vedavrat

Гита-Джайанти — День рождения Бхагават-Гиты

Гита-Джайанти — День рождения Шримад-Бхагават-Гиты — традиционно празднуется в 11-й титхи [лунный день] — Экадаши — яркой половины (Шукла-Пакши) месяца Маргашира (декабрь/январь). Это был день, в который учение Дхармы было открыто миру через Санджайа, которого Въяса (Вйаса) благословлил высшим видением, чтобы он явился свидетелем войны Махабхараты.

Бхагават-Гита – это диалог между Кришной и Арджуной, рассказанный в Бхишма-Парве Маха-Бхараты. Он был впоследствии записан Въясой для пользы всего человечества в виде 701 шлоки [строфы], составляющих 18 глав. Среди многих великих ценностей, которыми человеческий род был одарен в эпосе Махабхарата, две наиболее значительные – это Бхагават-Гита и Вишну-Сахасранама. Как ни странно, обе они передают события на поле битвы: Бхагават-Гита – как раз перед началом войны на Курукшетре, а Вишну-Сахасранама – после войны. Человечество в большом долгу перед мудрецом Въясой за весь его вклад и особенно за Гиту, которая дает направляющие наставления ежедневного поведения в жизни, духовного развития и самореализации.

Курукшетра (поле битвы) находится во всех нас внутри. Сражение Махабхараты бушует в нас! Hаша Авидъя (Авидйа) — невежество — и есть король Дхритараштра! Атма [индивидуальная душа] – это Арджуна! "Обитающий-Внутри", живущий в нашем сердце, – это господь Кришна — возничий! Тело – это наша колесница! Индрийи [чувства] – это лошади. Hаше эго, гордость, жадность, лицемерие, страсть (вожделение), ревность, пристрастия и неприязни и так далее – это наши страшные враги! Секрет огромной привлекательности Бхагават-Гиты состоит в том, что она рассматривает практическую проблему жизни, а именно – как человек может выполнять свои обязанности как звено социальной системы, которая обычно не совершенна, и в то же время пробуждать знание "Я" (опыт чистого сознания), знание своей истинной природы — Дхармы, как оно увековечено в Ведах. В процессе разрешения этого противоречия разъясняется возвышенная и праведная философия!

Можно представить Гиту как обобщение трех отдельных составных частей, которые иллюстрируют три способа выражения Махавакйи Сама-Веды: Тат-Твам-Аси — "то"-"ты"-"умение". Соответственно, первые шесть глав рассматривают путь действия и природу понятия "ты" (Твам); следующие шесть глав раскрывают путь преданности и характеристику понятия "то" (Тат); и последние шесть глав имеют дело с путем Знания и природой термина "умение" или "мастерство" (Аси), который устанавливает тождественность индивидуума и Высочайшего, то есть устанавливает 'Джива-Брахма-Аикйа'. Гита излагает теорию каждого из этих трех путей (трех Марг), а именно – Джнана [Знание], Бхати [Преданность] и Карма [Действие] – и удивительным образом согласовывает эти три философии; таким образом она учит нас, что действия, эмоции и знания должны функционировать в совершенной гармонии! Соблюдая Сва-дхарму (обязанности жизни), можно постичь Абсолют (достигнуть Мокши), и Гита разъясняет человеку его собственную Дхарму и путь мудрого использования его свободы воли, чтобы помочь ему в соблюдении Свадхармы. Это – причина того, что Бхагават-Гита является одним из пяти священных писаний, которые должны осуществляться на практике ежедневно.

Бхагават-Гита также провозглашена Брахма-Видъей (Брахма-Видйей) — Знанием Абсолюта, которе является высшем знанием из всех, к которым стремится духовно ищущий человек. Бхагават-Гита также названа Йога-Шастрой, поскольку она имеет дело с практикой самых высоких идеалов во всех слоях общества. (В действительности, каждая из глав Гиты называется Йогой – Бхакти-Йогой, Карма-Йогой, Джнана-Йогой и так далее.)

Послание, содержащееся в Гите, снова и снова подчеркивает, что нужно развивать отношение непривязанности, которое подобно лепестку лотоса, несмачиваемому водой. Тот, кто отдает все действия Вечному, отказываясь от привязанностей, становится незатронутым грехом. Привязанность возникает вследствие Мохи (Moha) и из-за качеств раджаса. Hепривязанность рождается из саттвы, которая является божественным качеством. Практика непривязанности строга и неукоснительна, и единственная привязанность, которую нужно иметь,- это привязанность к Абсолюту — Атману.

От истинно ищущего человека ожидается, что он будет обладать качествами
Вивеки (Viveka) [различения между добром и злом],
Ваирагйи (Vairagya) [сдержаности, бесстрастности],
Самы (Sama) [управления умом],
Дамы (Dama) [управления чувствами],
Упрати (Uprati) [неподверженности влиянию мирских соблазнов].
Шримад-Бхагават-Гита учит нас теории и дает понять ценность этих качеств, и как Йога-Шастра она учит нас способу практиковать эти качества на нашем пути к познанию Абсолюта.

Господь говорит: "Отказ от зависимости от всех видов Дхармы – правильной и неправильной – находит убежище во мне одном; я освобожу вас от всех грехов, не печальтесь".

Последняя шлока [строфа] 18-й главы (которая также называется 'Экашлоки-Гита', то есть "Бхагават-Гита в одной шлоке") говорит: "Везде, где находится Кришна — правитель Йоги — и везде, где находится Арджуна — верховный лучник (истинный и полный решимости искатель Истины), — есть процветание, победа, счастье и благоразумие."

Каждый год этот день празднуется как День Бхагават-Гиты — Гита-Джайанти. Проводятся специальные пуджи и читается Бхагават-Гита. Люди обращаются к Кришне с просьбой излить Его благосклонность на всех преданных.

("The Bhagavad Gita", Swami Sivananda, Divine Life Society, India 1982).


Гита-Джайанти

Бхагават-Гита-Джайанти празднуется в одиннадцатый день яркой половины месяца 'Маргаширша' (ноябрь – декабрь). Считается, что в этот день правитель Кришна дал Арджуне священное и духовное знание Гиты на поле битвы Курукшетры, и таким образом сделал доступной Бхагават-Гиту всему человечеству. Описание этого события является частью выдающейся эпической поэмы Махабхарата.

В начале великой войны между Пандавами и Кауравами Арджуна, тронутый чувством жалости к возможным массовым убийствам и кровопролитию среди друзей и родственников, обратился к Кришне за наставлением. Кришна отказался брать оружие на какой-то из воюющих сторон, но согласился быть возничим Аруджуны. Кришна убеждал Арджуну следовать своей Дхарме — долгу — как солдата и как кшатрийя, необращая внимания на все остальные рассуждения. Это сразу рассеяло все его сомнения, и он стал искренне выполнять свою Дхарму. Гита говорит кристально ясно и недвусмысленно, что путь к освобождению (Мокше) лежит в действиях, совершенных без желания результатов, которые должны быть посвящены Гуру. Это есть подлинная Hишкам-Карма-йога, которая ведет к достижению истинного счастья, гармонии и свободы от страстей. Путём преданных действий, без привязанности к их результатам, каждый человек устаряет свои желания и в конечном счете достигает совершенного спокойствия души (Атмы) и покоя в Верховной Душе (Парам-Атме).

В день Гита-Джайанти Гита читается и декламируется, проведятся беседы о ее различных философских аспектах. Люди соблюдают пост и почитают Гиту, изучают и впитывают ее суть. Карманное издание Гиты должно всегда быть у каждого человека, и ее избранные шлоки [строфы] следует повторять всякий раз, когда есть такая возможность, потому что чем больше мы изучаем ее, тем больше мы просветленны.

Предисловие Махариши Махеша Йоги к Бхагаваит-Гите


Ведические традиции

Print Friendly, PDF & Email