Ведический праздник Маха-Шива-ратри в 2010 году приходится на 12 февраля
‘Ратри‘ на Санскрите означает “ночь”, Шива-Ратри – это ночь Шивы. Маха-Шива-Ратри – один из самых значимых Ведических праздников, и по традиции всю ночь проводится церемония в честь Шивы — Йагйа (Ягъя, Ягья) Шиве. Также по традиции всю ночь соблюдается пост (с захода Солнца до восхода Солнца следующего дня). Поются мантры Шиве, проводятся пуджи, а утром совершается омовение.
Это день, когда в Чистом сознании больше всего оживлена связь с относительной стороной существования (что символизируется браком Шивы и Парвати). Этот праздник – это очень хорошее время чтобы оживить связь относительного с Абсолютом.
Импульс этого дня может улучшить обе сферы жизни: и духовное развитие, и материальную жизнь, особенно в отношении тех устремлений в жизни, которые направлены на важные свершения и которые трудно достичь.
Шива – это такой аспект Природного Закона (такая Сила Природы, Дэвата), который преодолевает сопротивление эволюции и развитию и разрушает невежество на пути к чистому знанию.
В этот день импульс Созидательного Разума, который даёт духовное развитие и просветление и который помогает в осуществлении устремлений, является наиболее проявленым и оживленым в Природе. Эта “Ночь Шивы” особенно эффективна для исполнения тех желаний, которые трудно достичь.
Шива-ратри-Врата
Шива-Ратри – один из наиболее благоприятных Ведических праздников. Пураны раскрывают значимость этого праздника.
Однажды, когда всё во всех мирах было поглощено Шивой, в той темноте ничего не присутствовало, Парвати почитала Господа Шиву с большой преданностью. Парамэшвара, удовлетворенный Её молитвой, решил наградить Её. Она попросила о пользе для всех созданий: о том, что в будущем, кто бы ни почитал Господа в день Шива-Ратри с преданностью, те должны быть награждены Мокшей — окончательным освобождением, просветлением. Пашупати показал путь к этому благословению.
Когда Брахма и Вишну спорили между собой: “кто самый великий”, Шива появился перед ними в виде бесконечного столба огня. Они не смогли найти ни начало, ни конец этого столба. Тогда Брахма и Махавишну поняли и раскаялись в своей ошибке, просили Шиву простить их и стали почитать Шива-Лингам, который выражает форму пламени. И после в ночь праздника Шива-Ратри перед ними появился Шива и благословил их. Поэтому почитатели Шивы обращаются к нему в течение всей ночи Шива-Ратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие святые действия.
Чатурдаши [четырнадцатый лунный день] убывающей Луны каждого лунного месяца считается ‘Шива-ратри‘. Этот день в месяце Магха (который длится с середины февраля до середины марта) называется ‘Маха-Шива-ратри‘. Последователями Шивы он считается наиболее важной вратой.
Существует много событий, говорящих о величии этого дня: много историй, изложенных в Пуранах. Если мы совершаем врату с чистой преданностью и любовью, то без сомнения мы получим благосклонность Всемогущего.
Скандха-Пурана описывает четыре вида Шива-Ратри:
1) Нитйа-Шива-Ратри (ежедневный Шива-Ратри – каждую ночь).
2) Маса-Шива-Ратри (ежемесячный Шива-Ратри), который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи] убывающей Луны (второй половины лунного месяца).
3) Магха-Пратхам-Ади Шива-Ратри, который соблюдается в течение первых тринадцати титхи [лунных дней] лунного месяца Магха.
4) Маха-Шива-Ратри, который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи] убывающей Луны (второй половины) месяца Магха. В ночь перед этим Чатурдаши (то есть с 13-го на 14-й титхи) Шива почитается в течение всей ночи.
Существуют разные мнения о дате (титхи — лунном дне), в ночь (ратри) которого празднуют Маха-ЩиваРатри. Но наиболее распространено то, что Маха-ШиваРатри празднуется каждый год ночью 13-го титхи и днём 14-го титхи Кришна-пакши (убывающей Луны) лунного месяца Магха (по календарю Шаливахана) / лунного месяца Пхалгуны (по календарю Викрама), то есть в течении ночи Трайодаши (28-го титхи) и дня Чатурдаши (29-го титхи). Эта ночь – это последняя ночь лунного месяца перед Новолунием (Амавашйа-титхи).
© Рассылка “Джйотиш – Ведическая Астрология“