Шодаша-Самскара — шестнадцать самскар

By vedavrat

Шодаша-Самскара — шестнадцать самскар

16 "формирований", "очищений"

Ведическая Цивилизация сосредотачивает всё внимание на Просветлении. Жизнь должна быть организована так, чтобы принести Просветление каждому человеку.

Ведическое общество разделено на 4 основных категории (сословия), которые основаны на физиологических различиях людей. Характерные черты тела любого индивидуума может быть определено с помощью Джйотиша. Цель этого разделения на 4 категории может объяснить пример: индивидуума можно сравнить с полем; для того, чтобы узнать то, что на поле будет расти лучше, человек должен проверить свойства почвы – даёт ли пшеница, капуста, манго или что-то еще лучший результат на этой специфической почве. Физиология каждого индивидуума тоже отличается любого другого. Эти различия объясняют различия в деятельности в индивидуальной жизни. Индивидуум должен быть занят в той деятельности, для которой его физиология является наиболее соответствующей. Тогда он будет чувствовать себя удовлетворительным своей работой и будет способен внести максимальный вклад в свое общество. Любое общество зависит от разделения труда. Работа, профессия и сфера деятельности индивидуума должны быть подобраны согласно его физиологии, чтобы они были в точном соответствии с Природным Законом и чтобы обеспечивать рост по самой быстрой дороге к Просветлению.

В Ведической Цивилизации 16 Самскар были интегрированы с жизнью в обществе 4 основных категорий людей. ‘Самскара’ означает "очищение", "подготовка", "формирование", "выполнение": и ум, и тело индивидуума делаются чистыми и готовыми к успешной жизни в гармонии с Законами Природы и к Просветлению – к наивысшей цели жизни. Махариши сравнил 16 Самскар с процессами очистки металлической руды. Четыре основных класса общества можно сравнить с золотой рудой, серебряной рудой, медной рудой и железной рудой. Каждый металл обладает своим собственным характерным процессом очистки. Конечный результат в каждом случае – это полностью очищенный металл. В случае индивидуума, это очищение дает в результате полностью очищенную физиологию, которая способна поддерживать состояние Просветления. 16 Самскар сопровождают жизнь человека со времени зачатия до момента смерти. Почти для всех Самскар благоприятная Мухурта – благоприятный момент времени согласно расположению планет и звезд на небе – предписывается для того, чтобы были хорошие результаты. Большинство Самскар сопровождаются выполнением определенной Йагйи (Ягъи) чтобы достигнуть описанного результата.

1. Гарбхадхана-Самскара – Подготовка "поля" (зачатие)

‘Гарбхадхана’ означает "зачатие". Характерные черты ребенка зависят в большой степени от характерных качеств и состояния родителей во время зачатия. Когда будущие родители находятся в счастливом настроении и в хорошем физическом состоянии во время зачатия, тогда у будущего ребёнка тоже будут хорошие качества. Зачатие должно происходить в подходящий день цикла жены и в момент времени, который благоприятен согласно расположению планет. Дети, которые были зачаты в несвоевременный момент, имеют тенденцию создавать проблемы своим родителям.

2. Пумсавана-самскара – Для безопасности ребенка.

Ее название получено от Санскритского корня, который означает "сын". Она выполняется приблизительно через 3 месяца после Гарбхадхана-самскары для увеличения вероятности родить ребёнка мужского пола, который продолжит родословную семьи (продолжит род). Она также подразумевает то, что будет обеспечена безопасность и правильное физиологическое развитие ребёнка. Благоприятный момент (хорошая мухурта) должна быть подобрана для выполнения этой Самскары.

3. Симантоннайана-самскара – Для хорошего умственного развития и физиологического здоровья.

Она выполняется на 4-й, 5-й или 6-й месяц после Гарбхадхана-самскары при благоприятной Мухурте. Цель этой Самскары – обеспечить беспрепятственную беременность и уменьшить возможность выкидыша. Она также закладывает хорошую основу долгой жизни и хорошего здоровья пока нерожденного ребёнка. ‘Симанта’ означает "расположение волос парами": во время этой Самскары муж расчесывает и делит волосы своей жены на два, желая, чтобы ребенок жил так долго, сколько волос на голове его жены.

4. Джатакарман-самскара – Для получения поддержки всех Законов Природы.

Она выполняется сразу после рождения или в 11-й день после рождения. Цель этой Самскары состоит в том, чтобы получить поддержку Природного Закона. В этом случае выполняется Йагйа (Ягъя) для ВишваНары. ‘Вишва’ означает "Вселенная", а ‘Нара’ означает "человек". Самскара обеспечит поддержку от всех Законов Природы, которые управляют Вселенной в течение всей жизни рождённого ребенка.

5. Намакарана-самскара – Получение индивидуальности (церемония наречения именем).

‘Нама’ означает "имя". Намакарана выполняется на 11 день (или на 4-м месяце) после дня рождения в течение (в момент) благоприятной мухурты. Имя, которым ребёнка зовут другие, в его окружении идентифицирует (то есть определяет индивидуальность) человека и отличает его от других людей. Согласно Ведической Науке, имя и форма тесно связаны. Поэтому имя, которое выбирается для ребёнка, должно соответствовать ему и его физиологии. Несоответствие между характером имени и характером физиологии создает влияние, которое препятствует правильному развитию и эволюции индивидуума. Какое имя является подходящим, может быть определено по Джйотиш-карте — карте рождения.

6. Нишкраман-самскара – Первое знакомство с Природой (контакт с Солнцем).

Эта Самскара должна выполнятся через 12 дней (или на 4-м месяце) после рождения, когда ребенок выходит из дома впервые. ‘Нишкраман’ означает "выход". Ребёнка нужно внести из дома на Солнце и подставить лучам Солнца (Сурйи). В Ведической астрологии Солнце представляет все планеты (все грахи), а также Солнце – это представителем всех Законов Природы. Солнце питает и поддерживает всю жизнь на Земле. Эта Самскара представляет ребёнка Законам Природы, которые управляют его всем его окружением – ближним и дальним. Контакт с Солнцем помогает оживить и поддерживать все Законы Природы, которые формируют физиологию ребёнка. Выполнение этой Самскары создает благоприятное воздействие в том числе на богатство, долголетие и успех благодаря всей поддержки Законов Природы.

7. Аннапрашана-самскара – Питание для поддержки.

Аннапрашана-самскара – это первое кормление ребенка твёрдой пищей после периода кормления только грудью (до этой самскары). Это происходит на 6-м месяце после рождения, когда пищеварительная система достаточно развилась, чтобы переварить твердую пищу.

В Ведической Науке Махариши представление питания не ограничено лишь пищей, которой заполняют желудок, это – намного более широкое понятие. В концепцию питания включено все, что человек поглощает через органы чувств, и что является питанием физиологии. Понятие питания применимо и к тому, чего мы касаемся руками, что слышим ушами, что пробуем на вкус языком или что чувствуем на запах. Первый раз, когда ребёнок питается твердой пищей, то это должно быть в благоприятный момент – в хорошую мухурту – так, чтобы у ребёнка развилась чистота в его пищевых привычках во всех отношениях и чтобы не позволить чему-то отрицательному впитаться в его физиологию.

8. Карнаведха-самскара – Для здоровья и богатства.

‘Карнаведха’ означает "дырочка в ухе". При этой Самскаре прокалываются уши ребёнка. Уши – это очень чувствительные точки физиологии. Эта самскара помогает получать поддержку Законов Природы и помогает получить силу, хорошее здоровье и долголетие. Она выполняется на 6-й, 7-й или 8-й месяц от рождения. Хорошая мухурта необходима для этой Самскары.

9. Чудакарана-самскара – Для защиты (изменение головы).

Она выполняется в нечетные годы: 3-й, 5-й или 7-й год. Волосы, которые выросли в лоне матери, делают индивидуума более восприимчивым к неблагоприятным влияниям. Удаление этих волос защищает от такого влияния.

10. Акшарарамбха-самскара – первый шаг к знанию.

Она выполняется на 3-й или 5-й год от рождения в благоприятную мухурту. Махариши объяснил, что Санскритское слово ‘Акшара’ означает ‘Кшара "А"’: когда полное значение знания, представленное "А", коллапсирует в точечное значение знания. В этом процессе знание проходит все возможные процессы преобразования. ‘Арамбха’ означает "начало". Акшарарамбха – это начало изучения полного знания. Этот первый шаг состоит в изучении алфавита. ‘Акшара’ также часто переводят как "буквы алфавита". Эта Самскара должна быть совершена в полугодие между зимним и летним солнцестоянием при благоприятной мухурте. Во время этой Самскары выполняется Йагйа (Ягъя) для Ганеши, Лакшми, Сарасвати и Вишну, чтобы принести поддержку и успех в изучении знания: Ганэша – устранение препятствий, Лакшми – успеха во всей материальной деятельности, Сарасвати – поддержка в получении знания и Вишну – достойное и надлежащее использования знания и силы, которая связана с ним.

11. Упанайама-самскара – Обучение Трансцендентальной Медитации.

Она подготавливает ученика к получению Ведического учения. ‘Упанайама’ означает "подходящий близко" или "ведущий к (цели)". При этой Самскаре духовный учитель — Гуру — посвящает ученика в Трансцендентальную Медитацию и начинает вести его к Чистому Сознанию, к собственному "Я" ученика. Йагйа (Ягъя) выполняется, чтобы усилить и ускорить духовное развитие. Кроме того, далее ученик должен читать и изучать 4 основных Веды и другие разделы Ведической литературы под руководством своего учителя. Для Брамина эта Самскара совершается во время благоприятной Мухурты на 3-м или 5-м году; для Кшатрийа – на 6-м или 11-м году; а для Вайшйи – на 8-м или 12-м году.

12. Ведарамбха-самскара – Начало Ведического обучения.

‘Веда’ означает "знание", а ‘Арамбха’ означает "начало". Эта Самскара указывает момент, когда ученик приходит в дом своего учителя и начинает изучение Веды и Ведической литературы. Мухурта выбирается согласно той ветви Веды, которую ученик собирается изучать. Различные накшатры соответствуют различным Ведам.

13. Кешанта-самскара – Для чистоты жизни.

‘Кеша’ означает "волосы", Кешанта означает "подстригание волос". Для Брамина эта Самскара совершается в возрасте 16 лет, для Кшатрийа – в возрасте 22 года, а для Вайшйи – в возрасте 24 года. При ней выполняется бритье головы и подстригание ногтей. Волосы и ногти затем выбрасываются в реку или водоём. Цель этой Самскары состоит в том, чтобы поддерживать чистоту в привычках и в поведении. Эта Самскара способствует удаче и активности.

14. Самавартана-самскара – Подготовка к жизни домохозяина.

Эта Самскара совершается после окончания образования в возрасте около 25 лет. Она отмечает переход от жизни ученика (Брамхачарйи) к жизни домохозяина (Грихастхи). Выполняется церемония обета, во время которой ученик делает Санкальпу (намерение/обещание) соблюдать правила (законы) и придерживаться знания, которые ему дал его учитель. ‘Сама’ означает "уравновешенный" или "беспристрастный", а ‘Вартана’ означает "соблюдение". В идеальной ситуации, ученик к этому времени уже достиг Просветления, которое позволяет ему смотреть на мир уравновешенно и объективно. Весь мир стал его семьей (‘Васудэва-Кутумбакам’). После этой церемонии духовный учитель даёт ученику разрешение войти в этап жизни домохозяина.

15. Виваха-самскара – Для гармонии в супружеской жизни (церемония брака).

Она должна быть совершена в благоприятный момент. Главная цель брака состоит в том, чтобы родить ребёнка, который продолжит традицию семьи. В этой церемонии старейшины (старшие люди) обоих семей и другие уважаемые люди общества садятся перед огнём (Агни), и все Дэваты становятся свидетелями нерушимых уз, которыми связываются муж и жена. При этой церемонии муж и жена делают шаги вместе, что сопровождается чтением Ведических текстов и мантр. Первый шаг делается для процветания в жизни; второй шаг – для энергии в жизни; третий шаг – для получения земли и собственности; четвертый шаг – для счастья во всей жизни; пятый шаг – для приобретения рогатого скота (то есть домашних животных) и других животных; шестой шаг – для получения поддержки Природы во все времена; седьмой шаг – для дружбы.

16. Антйешти-самскара – конец жизни (церемонии похорон).

Она должна быть выполнена сыном как можно сразу (немеделенно) после смерти. Хорошая Мухурта не требуется в том случае. При этой церемонии тело, состоящее из 5 первоэлементов (махабхута), возвращается Природе. Эта Самскара помогает уходящей в другой мир Атме ("Я") продолжить свой путь.

* * *

Шестнадцать Самскар сопровождают человека по всей его жизни и помогают ему очистить его ум и тело и сонастроить себя со всеми Законами Природы. Трансцендентальная Медитация, практикуемая два раза в день, и "внешняя медитация" — то есть действия в соответствии с Природным Законом — это основа быстрого продвижения к Просветлению. 16 Самскар очищают и просвещают те области ума и тела, которые необходимы для жизни в гармонии с Законами Природы.

Ведические традиции и знания

Источник: http://tony.donetsk.ua/_vedic/samskara.html