Пропорции (соотношения) сторон PAR и DAR у видео-изображений

By vedavrat

Пропорция PAR и пропорция DAR видео-файлов

Пропорции (соотношения сторон) – это одно из наиболее запутанного знания о видео. Мало кто понимает их суть.

Есть два основных способа описания пропорции видео-записи:
1) Pixel Aspect Ratio (PAR) — пропорции пикселя, и
2) Display Aspect Ratio (DAR) — пропорции дисплея.

1. Pixel Aspect Ratio (PAR) — пропорции пикселя

Пиксель – это минимальный блок информации о цвете, “цветовая точка”. Тем не менее, различные устройства воспроизведения имеют различные формы (пропорции) пикселей. У компьютерных мониторов  квадратные пиксели и, следовательно, все видео, предназначенные для показа на мониторе, должны иметь PAR = 1. У телевизоров, однако, «почти квадратные пиксели», которые имеют разное PAR в зависимости от формата (NTSC или PAL).

Полноэкранный NTSC-DVD-кадр, как правило, имеет разрешения 720×480, а полноэкранный PAL-DVD-кадр, как правило, — 720×576. Такую видео-запись обычно смотрят на телевизоре “4:3″… Но эти решения не являются “4:3” математически… Тогда что происходит?

Причина этого в том, что у телевизоров “квадратные пиксели”, и когда идёт показ приведенные выше двух dvd-разрешений на телевизоре, то они будут выглядеть как 4:3.

На практике это означает, что когда Вы смотрите видео в DVD-разрешениях (720×480, 720×576) на мониторе компьютера, то часто у них неправильное соотношение (пропорция, “аспект”) пикселя, и поэтому они выглядят чуть сплющенными или чуть растянутыми по сравнению с тем, как они видны на экране телевизора. Это нормально. Некоторые программы даже исправляют это: когда они показывают кадры с одним из таких размеров (расширений), то это выглядит правильно; но если Вы попытаетесь посмотреть их с опцией “квадратные пиксели”, то они будет выглядеть немного не так. Но хорошо, что это на самом деле не имеет значения для хранения/обработки/редактирования видео, пока вы не отображает (показываете/смотрите) как “продукт” в виде того, каков PAR. Видео определенным разрешением можно обрабатывать/редактировать независимо от того, какова его пропорция PAR для отображения (показа).

NTSC-кадры технически имеют PAR = 0,911 в то время как PAL-кадры имеют PAR = 1,094, но принцип таков: на компьютерном мониторе разрешения NTSC-DVD нужно уменьшить до 640х480, чтобы оно стало 4:3, PAL-DVD нужно уменьшить до разрешения 768х576. Это упрощенно, но подходит удовлетворительно.

Как видно, NTSC уменьшают, а PAL увеличивают, чтобы просто сохранить вертикальное разрешение (“высоту в пикселях”).

И когда вы делаете видео для компьютера, то подразумевается показ с “квадратным пикселем” (то есть на мониторе), но когда их будут смотреть на телевизоре, сконвертированные в 720×480 или 720×576, они будут на телевизоре искажёнными, поскольку будет другая пропорция PAR. Чтобы обойти это, нужно сделать видео заранее нужно растянуть вниз, чтобы компенсировать искажения.

Для NTSC Вы можете сделать разрешения 720×540, а затем скорректировать до 720×480, и кадры видео будут выглядеть так же, как DVD-кадры. Для PAL вы можете сделать разрешение картинки 768×576 и скорректировать в размер 720х576 с тем же результатов. Лучше уменьшать разрешение больших изображений (а не увеличивать/растягивать), чтобы сохранить качество.

2. Display Aspect Ratio (DAR) — пропорции дисплея

В MPEG-Video DAR (величина пропорция/соотношение показа) часто хранится в виде числового значения, который говорит “с такой пропорцией/соотношением, что ты должен показать мне эту видео-запись”. Есть два формата DAR для DVD – 4:3 и 16: 9. На ТВ, как правило, 4:3. А фильмы, как правило, – в 16:9. Видео с пропорцией/соотношением сторон DAR = 16:9 называется анаморфотным (как бы “оптимизированным для широкоэкранного просмотра”). 

И PAR и DAR необходимо учитывать при создании/обработке видео, что видео отображается правильно, когда она будет воспроизводится.

Для интернета (т.е. для мониторов) следует делать видео, используя 4:3, то и нужно будет воспроизводить видео с PAR = 1:1 и DAR = 4:3. Обычно это означает, изменение размера разрешения до 640×480 или до 512×384 при раздаче.

Для телевизоров создавать видео с полным разрешением – это либо экран 720×480 или 720×576 и DAR=4:3  для обычных телевизоров или 16:9 DAR для широкоэкранных телевизоров. Телевизор, как правило, в состоянии преобразовать DAR 16:9  в 4:3 добавляя чёрные полосы сверху и снизу.

При редактировании/обработке видео необходимо знать величины PAR и DAR.

aspect-ratio

Анаморфотное (“широкоэкранное”) видео

Разрешение на DVD-NTSC – это 720×480 и, как правило, предназначены для кадры 4:3. Тем не менее, для того, чтобы максимизировать количество пикселей (качество картинки) при показе, широкоформатный фильм часто масштабируется в соответствии с пропорциями этого разрешения.

Это означает, что у видео DVD-качества широкоэкранные телевизоры растянут изображение по горизонтали.

Соотношение сторон (пропорция) его экрана на самом деле 16:9. Поэтому картинка получится путём растягивания изображения по горизонтали, как это и делает широкоэкранный телевизор.

А если вы смотрели его на телевизоре с соотношением сторон (пропорция) его экрана 4:3, то для отображения видео он добавляет чёрные полосы (“бордюры”) вверху и внизу для показа соотношения 16:9.

Второй способ “борьбы” с видео DAR=4:3 при показе на широкоэкранном экране (DAR=16:9) – это обрезка (удаления) краёв.

Это – общее представление о том, как работают пропорции (соотношения сторон) видео-изображения, и какие основные соотношения применяются.