Выпуск # 41

В данном выпуске "Джйотиш -- Ведическая Астрология":
Йога-Караки (Брихат-Парашара-Хора-Шастра. Глава 36. Шлоки 1-17)


Йога-Караки

Брихат-Парашара-Хора-Шастра. Глава 36. Шлоки 1-17

36:1. O, Брамин, таким образом я рассказал о результатах, получаемых посредством Каракамш. Теперь послушайте о результатах грах, которые возникают вследствие их правления над различными бхавами.

36:2-7. ПРИРОДА ГРАХ ВСЛЕДСТВИЕ ИХ ПРАВЛЕНИЯ: Естественно благотворные грахи не дают благоприятных результатов, когда они являются правителями Кендр, а естественно пагубные грахи в таком расположении не дают неблагоприятных результатов; в то время как правители Триконов (либо благотворные, либо пагубные) всегда дают благоприятные результаты. Правитель Лагны особенно благоприятен, поскольку бхава Лагны является и Кендрой, и Триконой. 5-я и 9-я бхавы особенно связаны с богатством, а 7-я и 10-я бхавы - с счастьем. Все грахи, управляющие Тришадайа-бхавами (3-й, 6-й и 11-й бхавами), известны как дающие неблагоприятные результаты. Правители 12-й, 2-й и 8-й бхав дают результаты согласно их соединениям (с благотворной или пагубной грахой) и дают результаты согласно их второй бхаве (бхава, в которой находится их второй раши); и они более сильны в своих негативных качествах в возрастающем порядке. Из них правитель 8-й бхавы, поскольку он управляет 12-й бхавой от 9-й бхавы, является самым неблагоприятным, а если он (правитель 8-й бхавы) также одновременно является правителем 3-й, 6-й или 11-й бхавы, то он становится еще более неблагоприятным; но если он является правителем Трикона (1-й, 5-й или 9-й бхавы), то он даже становится благоприятным в своих результатах. Более сильная среди вышеупомянутых комбинаций становится препятствием для более слабой и дает свои собственные результаты (граха, управляющая преобладающей бхавой, теряет те результаты, которые соответствуют другому правлению над менее значимой бхавой, и он даст свои собственные результаты). Правление Сурйи и Чандры над 8-й бхавой здесь не является неблагоприятным.
Комментарии:
Естественно благотворные грахи [планеты], такие как Гуру [Юпитер], Шукра [Венера], Будха [Меркурий] и полная Чандра [Луна], не приносят благоприятные результаты просто на основании того, что они являются правителями Кендр. Если естественно благотворные грахи обладают только тем положительным качеством, что они являются благотворными и управляют Кендрой, то только эти основания не могут гарантировать благоприятные результаты. И наоборот, естественно пагубные грахи Мангала [Марс], Шани [Сатурн] и Кшuна-Чандра [ущербная Луна] и остальные не способны дать неблагоприятные результаты просто вследствие вышеупомянутых причин. Тем не менее, и естественно благотворные, и естественно пагубные грахи обладают общим свойством: они дают только благоприятные результаты, если они являются правителями Триконов.
Лагна является бхавой [домом], которая считается и Кендрой, и Триконой. Она является одновременно Кендрой и Триконой. Поэтому правитель Лагны всегда дает благоприятные результаты в любом случае - благотворный ли он или пагубный; и его результаты особенно значительны и выразительны. Тогда из этого следует, что если граха становится правителем Кендры и в то же самое время она также становится правителем Лагны, то она будет всегда давать хорошие результаты. Поэтому при Лагнах Митхуна [Близнецы] или Канйа [Дева] Будха, являясь правителем соответственно 4-й или 10-й бхавы, становится правителем Кендры, но он не теряет свою благотворную природу. Но при обоих этих Лагнах Гуру будет правителем двух Кендр и, следовательно, он потеряет свою благотворную природу; он будет рассматриваться как испорченный Кендрадхипатйа-Дошей [дефектом из-за правления Кендрами].
Будха попадает в ту же самую ситуацию в случае, если Лагной является Дхану [Стрелец] или Мuна [Рыбы].
Правитель 3-й, 6-й или 11-й бхавы называется 'Тришадайа-дхиша'. Если граха управляет любой из этих бхав, она дает неблагоприятные результаты. Правители 12-й, 2-й или 8-й бхавы не свободны давать результаты. Они дают результаты той грахи, с которой они связаны (в соединении). Если они не связаны ни с какой грахой, то они дают результат той другой бхавы, в которую попадает их второй раши [знак]. Правители бхав, перечисленные в вышеупомянутой последовательности, обладают способностью приносить неблагоприятные результаты в возрастающем порядке; то есть, например, способность правителя 2-й бхавы больше чем правителя 12-й, а самая большая - у правителя 8-й бхавы. Таким образом правитель 8-й бхавы обладает наибольшей возможностью давать результаты.
Считается, что результаты любой бхавы [дома] разрушает бхава, являющаяся 12-й от нее. Дхарма [предназначение, судьба] является самым важным в человеческой жизни. Как правило, все люди, кроме йогов, совершают действия, желая получить результаты; и человек получит результаты, если в его судьбе написано, что он достигнет этих результатов, то есть если ему предназначено получить их. Поэтому 9-я бхава является самой важной. 12-й от 9-й бхавы будет бхава, которая разрушает судьбу, предназначение - Дхарму. 12-й от 9-й бхавы является 8-я бхава. Следовательно, правитель 8-й бхавы всегда дает неблагоприятные результаты. Если правитель 8-й бхавы становится также Тришадайа-дхишей, тогда такой правитель 8-й бхавы будет наделен чрезвычайно пагубной природой. Поэтому для рожденных с Лагной Вришчики [Скорпиона] правителем 8-й бхавы является Будха [Меркурий] и он также является правителем 11-й бхавы при этой Лагне. Поэтому Будха является наиболее пагубной грахой, приносящей результаты рожденному с такой Лагной. В издании от Ранджана Пабликэйшн ('Ranjana Publications') в шлоке 6 фраза переводится так: "если правитель 8-й становится также правителем 3-6-11 бхав, он даст неблагоприятные результаты". По существу это должно означать, что "если правитель 8-й бхавы становится также и правителем 3-й, 6-й или 11-й бхавы, тогда он будет приносить неблагоприятные результаты". Именно это толкование здесь кажется обоснованным, и в шлоке 4 также. Именно об этих бхавах (3-й, 6-й, 11-й) говорится как о пагубных бхавах. Если правитель 8-й бхавы занимает Трикон, то он не остается пагубным, а становится благотворным.
Бхавы в каждой группе являются более сильными в возрастающем порядке, самая сильная бхава в карте рождения будет препятствовать результатам менее сильной бхавы и проявит свои собственные результаты.
Так при Лагне Дхану [Стрельца] Шани [Сатурн] будет правителем 2-й и 3-й бхав. Являясь правителем 2-й бхавы, он принесет результаты 3-й бхавы, потому что правитель 2-й бхавы должен давать результаты своего второго раши. При этой же Лагне Шукра [Венера] станет правителем 6-й и 11-й бхав. В этой группе бхав (3-6-11), перечисленной в возрастающем порядке, правитель 11-й бхавы будет самый сильным. Поэтому Шукра станет препятствовать результатам Шани и принесет свои собственные результаты. Чтобы проще понять это, бхавы можно систематизировать следующим образом, согласно силе их результатов.
Порядок бхав в группе (по возрастанию силы бхав)
1 Кендра 1-4-7-10
2 Трикон 5-9
3 Тришадайа 3-6-11
4 Парашрайа 12-2-8
В каждой группе бхавы будут более сильными в возрастающем порядке. Самой сильной в соответствующих группах будет 10-я, 9-я, 11-я и 8-я бхава.

36:8-10. ЕСТЕСТВЕННО БЛАГОТВОРНЫЕ И ПАГУБНЫЕ ГРАХИ: Гуру и Шукра считаются естественно благотворными грахами, в то время как Чандра считается средней по благотворности. Будха является нейтральным (то есть благотворным, когда связан с благотворной грахой, и пагубным, когда есть связь с пагубной грахой); а Сурйа, Шани и Мангала являются естественно пагубными грахами. Полная Чандра, Будха, Гуру и Шукра более сильны в возрастающем порядке по благотворности. Ущербная (темная) Чандра, Сурйа, Шани и Мангала более сильны в возрастающем порядке по пагубной природе. Поэтому пагубность из-за правления над Кендрой естественно благотворных грах также должна рассматриваться как более существенная (пагубная) в возрастающем порядке в случае Чандры, Будхи и Шукры (Чандра, Будха, Гуру и Шукра являются более значительными в возрастающем порядке при сравнении неблаготворности, обусловленной правлением Кендрой).
Комментарии:
Гуру [Юпитер] и Шукра [Венера] называются "естественно благотворными" грахами [планетами]. Они являются первыми в принесении самых благо- приятных результатов для рожденного в его жизни. Чандра [Луна] наиболее благоприятна в день полнолуния. Ее благоприятность уменьшается пропор- ционально после полнолуния, но она останется благоприятной до 7-го титхи [лунного дня] этой темной (убывающей) половины лунного месяца. Ее неблагоприятность будет пропорционально увеличиваться с 8-го титхи и она станет полностью пагубной в Амавасйа - в 30-й титхи лунного месяца. С 30-го титхи неблаготворность Чандры начнет пропорционально уменьшаться; и в 7-й титхи яркой (растущей) половины лунного месяца вся ее неблаготворность исчезнет и после этого снова в Чандре будет расти благотворность. Поэтому Чандра называется частично-благотворной (полублаготворной) грахой.
Будха [Меркурий] дает благоприятные результаты, если он расположен один в бхаве или если он расположен вместе с полной Чандрой, Гуру и Шукрой, то есть если он находится в соединении с благотворной грахой. Но если он находится вместе с пагубной грахой, например, с ущербной Чандрой, Сурйей [Солнцем], Шани [Сатурном] или Мангалом [Марсом], он также становится пагубным и действует как пагубная граха. Грахи сильны в возрастающем порядке в проявлении благоприятных или неблагоприятных результатов. Так полная Чандра дает благотворные результаты, но Будха дает более благоприятные результаты чем полная Чандра, Гуру - еще более благоприятные чем Будха, а Шукра является самой благотворной из всех. Точно так же ущербная (темная) Чандра дает неблагоприятные результаты, но Будха дает более неблагоприятные результаты чем ущербная Чандра, Сурйа - еще более неблагоприятные чем Будха, Шани - чем Сурйа, а Мангала будет самым пагубным из всех.

36:11-12. ПРАВЛЕНИЕ НАД КЕНДРОЙ И ТРИКОНОЙ: Если есть обмен между правителем Кендры и правителем Трикона, или если они находятся в бхаве в соединении, или если один из них находится в бхаве другого, или если они полностью аспектируют друг друга, то они являются Йога-Караками (они образуют благоприятную Йогу [комбинацию]). Человек, рожденный с такой комбинацией, станет или королем, или выдающимся (высокопоставленным) человеком.
Комментарии:
Эти правила являются наиболее важными для роста в жизни. Основополагающим принципом Хора-Шастры [предсказательной астрологии] действительно является взаимное отношение правителей бхав [домов].
Вышеупомянутые правила можно легко раскрыть следующим образом:
1. Правитель Кендры занимает Трикон, а правитель Трикона занимает Кендру, то есть должен присутствовать обмен между Кендрой и Триконой.
2. Правители Кендры и Трикона расположены вместе в Кендре или в Триконе.
3. Если правитель Трикона расположен в Кендре, он всегда находится в благоприятном положении, хотя он может не быть в собственном раши [знаке].
4. Если правитель Кендры занимает Трикон, он всегда будет в благоприятном положении. Тогда расположение в собственном раши не является для него существенным, чтобы быть благоприятным.
5. Правитель Кендры, расположенный в любой бхаве, аспектирует правителя Трикона, расположенного в благотворной бхаве, а правитель Трикона аспектирует правителя Кендры в таком же положении, то есть у них должны быть дришти [аспекты] между собой.
Чем больше таких отношений между грахами присутствует в карте рождения, тем более знаменитым, более богатым и более могущественным будет рожденный.

36:13. Если одна и та же граха становится правителем Трикона и также правителем Кендры и занимает Кендру или Трикон, то она становится Йога-Каракой.
Комментарии:
Эту ситуацию может создать Шани [Сатурн] при Лагнах Тулы [Весов] или Вришабхи [Тельца], потому что тогда он будет соответственно правителем 4-й и 5-й бхав [домов] или правителем 9-й и 10-й бхав [домов]. А если Шани при этих Лагнах занимает Кендру или Трикон, то он формирует особенно благоприятную Йогу [комбинацию].

36:14. ПРАВЛЕНИЕ НАД КЕНДРОЙ: Благотворность, которую получает пагубная граха, когда она становится правителем Кендры, приобретается ею только тогда, когда она также является правителем Трикона. Она не приобретает эту благоприятность просто являясь правителем Кендры.
Комментарии:
Правитель Кендры может быть пагубной грахой, но если он также является правителем 1, 5 или 9 бхавы [дома], то он становится благоприятным. Но если он является только правителем Кендры, он становится поврежденным дефектом из-за правления Кендрой (то есть пораженным Кендрадхипатйа-Дошей).

36:15. Если правитель Кендры или правитель Трикона становится правителем любой из пагубных бхав (3-6-11), то рожденный не получает Раджа-Йогу только вследствие этой связи. (Если правитель Кендры или Трикона управляет одновременно пагубной бхавой, то он - правитель Кендры или правитель Трикона - не создает Раджа-Йогу лишь выше оговоренными взаимоотношениями, согласно шлокам 11-12.)
Комментарии:
Так при Лагнах Карка [Рак] и Симха [Лев] даже самая пагубная граха [планета] Мангала [Марс] становится грахой Раджа-Йога-Караки лишь получая правление над Кендрой и Триконой, но это ситуация для Мангалы не будет сформирована при других Лагнах. Например, при Лагне Макара [Козерог] Мангала станет правителем 4-й и 11-й бхав. Поэтому он не будет формировать Раджа-Йогу вследствие правления Кендрой (4-й бхавой) и главной из пагубных бхав (11-й бхавой).

36:16. РAХУ И КЕТУ: Теневые грахи Раху и Кету дают преимущественно результаты правителя бхавы, с которым они находятся в соединении, или бхавы, в которой они расположены.
Комментарии:
Некоторые опытные авторы Астрологии считают Кумбху [Водолея] собственным раши [знаком] Раху, а Вришчику [Скорпиона] - собственным раши Кету. Но некоторые другие полагают, что эти теневые грахи [планеты] не обладают своими собственными раши. Возможно, мудрец Парашара придерживается такого же мнения в этом вопросе. Поэтому он написал отдельную шлоку для этих грах. Взаимно противоречащие высказывания встречаются в книгах по Астрологии в отношении раши, которыми управляют Раху и Кету.
Грахи Раху и Кету дадут результаты грах, с которыми они расположены в самых близких градусах. В шлоке употребляется слово 'Прабалау'. Оно означает, что эти грахи углубляют или усиливают результаты той грахи, с которой они находятся в соединении. Поэтому рожденный получает результаты той грахи необычайным образом. Другой момент, отмеченный в шлоке, состоит в том, что эти грахи (Раху и Кету) дают результаты той бхавы [дома], в которой они расположены (если они не находятся в соединении с какой-либо грахой). Здесь возникает сложный вопрос. Предположим, что Раху расположен в Лагне в раши Дхану [Стрельца]. Даст ли он результаты второго раши Гуру [Юпитера], которым является Мuна [Рыбы] и который занимает 4-ю бхаву, или он не будет этого делать? Мы знаем, что все грахи кроме Чандры [Луны] и Сурйи [Солнца] являются правителями двух раши. В данных условиях, поскольку Раху расположен в раши Дхану - в первом раши Гуру - он проявит результаты, принадлежащие Гуру, и даст интенсивность (силу) этим результатам. И поскольку это приносит интенсивность результатам Гуру [Юпитера], то благодаря этому 4-я бхава, где находится второй раши Гуру Мuна, тоже должна получить пользу. Таким образом, Раху тоже получит правление над двумя бхавами. Вопрос заключается в том - правильно ли это? В этой шлоке ясно написано, что "Раху и Кету должны вызвать результаты той бхавы, в которой они расположены", и они приобретают качества, природу и привычки той грахи, с которой они находятся в соединении. Более того, они также увеличивают вдвое результаты, качества и остальные значения этой грахи.

36:17. Если теневые грахи Раху и Кету расположены в Кендре или Триконе и находятся в соединении или аспектируются правителем Кендры или правителем Трикона, даже тогда они являются Йога-Караками. (Если Раху и Кету находятся в Кендре, получая дришти или будучи в соединении с правителем Трикона, или если Раху или Кету оказываются в Триконе, получая дришти или будучи в соединении с правителем Кендры, то он станет Йога-Каракой.)
Комментарии:
Раху и Кету тоже приносят результаты Йога-Караки. Находясь в Кендре в соединении, или получая дришти [аспект] правителя Трикона, или находясь в Триконе в соединении, или получая дришти [аспект] правителя Кендры, они обладают свойством создавать Йога-Караку. Особенность здесь состоит в том, что в случае, если сформированы другие отношения, то Раху и Кету не обладают качествами Йога-Караки.


1999-2016 Антон Кузнецов
Джйотиш -- Ведическая Астрология

Уроки Джйотиш -- Ведическая Астрология