Выпуск # 36

В данном выпуске рассылки "Джйотиш -- Ведическая Астрология":
Бхаттотпала и его работы


В шлоке 22 главы 4 (последней шлоке этой главы, которая называется 'Нишека' [осуществление брака]) трактата Брихат-Джатака Вараха-Михира пишет:

"Если навамша Макары или Кумбхи восходит во время зачатия, аспектированная Шани, то ребёнок родится через 4 года. Если Катака-амша (Карка-навамша) восходит во время зачатия, аспектированная Чандрой, то рождение произойдет через 12 лет беременности. Подробности этой шлоки и остальных шлок в этой главе должны быть внимательно поняты и применены на основе здравого смысла и суждения."

Считается, что беременность, в общем, длится 9 месяцев после зачатия, обычно на 10-м месяце рождается ребёнок. Но бывают определенные случаи ('Гаджагарбхам'), в которых беременность длится 3 года или даже 12 лет. Конечно, существуют особые и специфические случаи, которые должны были случиться в мире, чтобы эксперты астрологии записали эти комбинации. У слонов такая же продолжительность жизни как у людей, но беременность у них длится 3 года.

Здесь в последней шлоке 4-й главы было дано предупреждение изучающим Джйотиш обоими - автором Брихат-Джатаки Вараха-Михирой и прославленным комментатором этого трактата Бхаттотпалой. Когда задаются вопросы и комбинации указывают условия, несоответствующие событиям, человеку (астрологу) следует хорошо изучить проблему и ответить на вопросы. Астролог должен быть осторожным, благоразумным и хорошо знающим природу времени, условия, классы (сословия общества) и обстоятельства прежде, чем он отважится вступить в область предсказания будущего. Действительно, высокое интеллектуальное развитие, практика Йоги и превосходные математические и предсказательные способности должны сочетаться в человеке, чтобы он стал успешным астрологом. Слепые глупцы, которые выучили только несколько шлок и образование которых является обычным образованием, могут никогда не надеяться стать успешными астрологами, в чьи предсказания люди могут полностью верить. (Смотрите книгу Бангалора Сурйанарайаны Рао "Жизнь Вараха-Михиры" -- 'Life of Varahamihira'.) Бхаттотпала, таким образом, подытоживает свои советы.

Такие события, как проблемы со здоровьем (ребенка), родителями, дядями и тетями, должны быть предсказаны по комбинациям (в карте рождения). То, что является нелогичным, противоречивым, несовместимым (неприменимым), не должно быть предсказано. Например, не следует предсказывать выкидыш, в случае если ребёнок родился, и так далее. Три метода оценки влияния должны быть тщательно сравнены и такой результат, который является разумным и обоснованным, должен быть предсказан. Тремя методами являются: 1) время рождения, 2) время зачатия и 3) время вопроса (Прашны).

О Бхаттотпале, его эпохе и его трудах. Бхаттотпала называет себя 'Утпала' в своих комментариях к Брихат-Самхите Вараха-Михиры и 'Бхаттотпала' в своем труде по Прашне, озаглавленной Прашна-Гьяна. Неясно к какой стране он принадлежал, хотя, похоже, что он был с Северной Индии. Он написал комментарии ко всем работам Вараха-Михиры кроме трактата Панча-Сиддхантика и к работе Шат-Панчашат, которую написал Притхуйасас - сын Вараха-Михиры. Он написал авторскую работу по Прашне (астрологии вопроса), названную Прашна-Гьяна, а также завершил недостающие или незаконченные части Саравали. Есть шлока, которая говорит об этом и которая хорошо известна знающим астрологам. Она звучит так: "Работа Саравали, которая широко использовалась китайцами и которая оставалась незаконченной в течение ста лет, была изучена Бхаттотпалой и завершена. Это показывает Бхаттотпала тем, что широко цитирует Саравали для подтверждения своих интерпретаций текста Брихат-Джатаки (в своих комментариях к ней). Вероятно Бхаттотпала писал комментарии и к Панча-Сиддхантике Вараха-Михиры. Бхаттотпала также написал комментарии к работе Кханда-Кхадйа Брахма-Гупты - одного из знаменитых в древности писателей в Астрологии.

Работы Вараха-Михиры:

  1. Брихат-Самхита
  2. Самаса-Самхита
  3. Брихат-Джатака
  4. Лагху-Джатака
  5. Панча-Сиддхантика
  6. Виваха-Патала
  7. Йога-Йатра

Доступны комментарии Бхаттотпалы ко всем этим работам кроме Панча-Сиддхантики. Существуют также две работы, о которых Бхаттотпала говорит, что они написаны Вараха-Михирой, озаглавленные Брихат-Йатра и Лагху-Йатра. Трудно сказать, являются ли они такими же как Йога-Йатра или отличаются, поскольку ни один экземпляр не доступен для изучения.

В отношении эпохи, в которую жил этот прославленный комментатор, можно обратиться к Астрологическому журналу, Том 10, февральский выпуск (The Astrological Magazine, Vol.X, Feb issue) к странице 135. Автор статьи отсчитывает дату по Саливахане ('Salivahana') и преобразует это в 888 год, в который Бхаттотпала сделал свои бесценные комментарии к Брихат-Джатаке. Таким образом, Бхаттотпала закончил свои комментарии к Брихат-Джатаке в апреле 832 года н.э.

Комментарии Бхаттотпалы всегда уместны и выражены на ясном и простом языке. Его способность выражения вряд ли превзойдена каким-то из других авторов астрологии, и он заслужил великую благодарность последующих поколений за то, что он восстановил для них много фрагментов астрологических работ, которые либо были утеряны или недоступны людям. Его образованность, познания и интерпретации являются просто потрясающими, что дало ему способность мастерски работать с оригинальными текстами и объяснять истины, скрытые в них. Мы не можем представить другого комментатора во всей астрологической литературе, кто мог бы сравниться с Бхаттотпалой в его заслугах перед людьми, и его имя будет почитаться с любовью и глубоким уважением. Мудрый Вараха-Михира не был бы так хорошо известен сейчас, если бы не комментарии Бхаттотпалы. По всей Индии, а теперь благодаря переводам на английский язык в других странах, работы Вараха-Михиры были популяризированы (изложены в общедоступной форме) и доступны обычному интеллекту. Есть выдающаяся и авторитетная работа Б.С.Рао, которая описывает как, почему и когда Вараха-Михира, который был просто Михирой, стал "Вараха-Михирой". Вараха-Михира жил в 1 веке до н.э. при дворе Викрамадитйи.

Книга Джйотирвида-Бхаранам, которую написал Калидаса, цитирует следующую шлоку: '1.Дханвантари, 2.Кшапанака, 3.Амарасимха, 4.Бхеталабатта, 5.Санкха, 6.Гхатакарпура, 7.Калидаса, 8.Кхйато Вараха-Михира, 9.Вараручир Нава Викрамасйа', которая означает, что девять жемчужин (ученых людей) украшали двор Викрамадитйи, их них только Вараха-Михира обладал эпитетом 'Кхйато' - прославленный.


1999-2016. Автор: Антон Кузнецов
Джйотиш -- Ведическая Астрология

Уроки Джйотиш -- Ведическая Астрология