The page has moved to: http://jyotisha.net/?p=4911 .


Джйотиш -- Ведическая астрология

Выпуск # 17

Джйотиш - это Ведическая наука астрологии и астрономии. Джйотиш имеет древнейшую историю и основан на Ведической традиции знаний. Это делает Джйотиш совершенной системой астрологии. Джйотиш также тесно связан со Стхапатья-Ведой -- Ведической архитектурой и c Аюрведой -- Ведической наукой о здоровье.


В данном выпуске # 17 рассылки "Джйотиш -- Ведическая Астрология" :


1. Ведическая Астрономия. Трактат "Сурья-Сиддханта"

Один важных разделов Джйотиша состоит из работ по математической астрономии, называемой астрономическими сиддхантами. Они также включают древние тексты, такие как Сурья-Сиддханта, о которых говорится, что они изначально распространялись дэвами и великими риши. Сурья-Сиддханта является самой авторитетной работой по ведической астрономии. Это - древняя работа на Cанскрите, которая, согласно самому тексту, была поведана Майа-Данаве посланцем Сурйи в конце прошлой Сатйа-йуги. Сурья-Сиддханта и другие работы играют в ведической культуре значительную роль - они используются для составления календарей и выполнения астрологических расчетов.

Астрономические сиддханты принадлежат к истинной Ведической астрономической традиции, но тем не менее они есть плод человеческой деятельности, которая может содержать несовершенства. Знания, данные в Сурья-Сиддханте, приписываются дэвам, но были переданы нам личностями, которые не обладают духовным совершенством. С началом Кали-йуги это астрономическое знание было в основном утрачено. В последние столетия сохранившееся знание было переработано различными ведическими астрономами и модернизировано с помощью эмпирически наблюдений.

Вот краткое описание предметов, включенных в Сурья-Сиддханту:
(1) расчет среднего и истинного положений планет на небе,
(2) определение широты, долготы и местных астрономических координат,
(3) предсказание полных и частичных лунных и солнечных затмений,
(4) предсказание соединения планет со звездами и другими планетами,
(5) расчет времен восхода и захода планет и звезд,
(6) расчет фаз луны,
(7) расчет дат разнообразных астрологически значимых сочетаний планет (таких как Вйатипата),
(8) обсуждение космологии,
(9) обсуждение астрономических приборов и инструментов и
(10) обсуждение видов времени.

Сурья-Сиддханта рассматривает Землю как шар, фиксированный в пространстве, и описывает семь традиционных планет (Солнце, Луну, Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру и Сатурн) и Раху, как движущиеся по своим орбитам вокруг Земли. Основной функцией Сурья-Сиддханты является дать правила, позволяющие нам рассчитывать положения этих планет в любой момент времени. Если дана конкретная дата, выраженная в днях, часах и минутах, прошедших от начала Кали-йуги, можно использовать эти правила для того, чтобы рассчитать положение на небе каждой из семи планет. Все другие расчеты, описанные выше, базируются на этих фундаментальных правилах.

Основанием для этих правил является количественная модель того, как движутся планеты в пространстве. Эта модель очень похожа на современную Западную модель солнечной системы. Фактически, единственной существенной разницей между этими двумя моделями является то, что модель Сурья- Сиддханты геоцентрическая, в то время как модель солнечной системы, образующую основу современной астрономии, - гелиоцентрическая. Выбор геоцентрической системы продиктован нуждами выражения практических вычислений в понятных земных терминах.

Чтобы определить движение планеты, такой как Венера, с использованием современной гелиоцентрической системы, необходимо учесть два движения: движение Венеры вокруг Солнца и движение Земли вокруг Солнца. В качестве первого грубого приближения мы можем считать, что эти орбиты - круговые. Мы также можем представить, что Земля неподвижна, а Венера вращается вокруг Солнца, которое в свою очередь вращается вокруг Земли. Относительное же движение Земли и Венеры одинаково, принимаем ли мы геоцентрическую или гелиоцентрическую точку зрения.

В Сурья-Сиддханте движение Венеры также описывается, в первом приближении, как состоящее из двух движений, которые мы можем назвать циклами 1 и 2. Первое - это циклическое движение вокруг Земли, а второе - это циклическое движение вокруг точки, расположенной на первой окружности. Это второе циклическое движение называется эпициклом. Происходит так, что период обращения для цикла 1 равен одному земному году, а период цикла 2 равен одному Венерианскому году -- времени, которое требуется для того, чтобы Венера обошла вокруг Солнца согласно гелиоцентрической модели. Также, Солнце находится в точке на первой окружности, которая служит центром вращения для цикла 2. Таким образом Сурья-Сиддханта говорит, что Венера вращается вокруг Солнца, которое в свою очередь вращается вокруг Земли. В соответствии с этой интерпретацией, единственное различие между моделью Сурья-Сиддханты и современной гелиоцентрической моделью состоит в относительной точке зрения.

Планетарные года, расстояния и диаметры согласно современной западной астрономии
Планета Длительность года в земных дняхСреднее расстояние от Солнца в AEСреднее расстояние от Земли в AEДиаметр в милях
Солнце - - 1.00865'110
Меркурий 87.9690.391.00 3'100
Венера 224.7010.721.00 7'560
Земля 365.2571.00 - 7'928
Марс 686.9801.521.52 4'191
Юпитер 4'332.5875.205.20 86'850
Сатурн 10'759.2029.559.55 72'000
1АЕ равна 92.9 миллионам миль -- среднему расстоянию от Земли до Солнца.

С геоцентрической точки зрения орбита Солнца определяет одну плоскость, проходящую через центр Земли, а орбита Луны определяет другую такую плоскость. Эти плоскости слегка наклонены по отношению друг к другу и, таким образом, пересекаются по прямой линии. Точка, в которой Луна пересекает эту линию, проходя с южного полушария небесной сферы к северному, называется восходящим узлом Луны. Согласно Сурья-Сиддханте, планета Раху расположена в направлении восходящего узла Луны.

Данные по Луне, согласно современной западной астрономии
Сидерический период 27.32166 дней
Синодический период 29.53059 дней
Нодальный период 27.2122 дней
Сидерический период узлов -6,792.28 дней
Среднее расстояние от Земли 238,000 миль = 0.002567 АЕ
Сидерический период, или месяц - это время, за которое луна совершает один оборот относительно звезд. Синодический период, или месяц - это время от новолуния до новолуния. Нодальный период - это время, за которое Луна проходит от восходящего узла до восходящего узла. Сидерический период узлов равен времени, за которое восходящий узел совершает один оборот на фоне звезд.

Периоды обращения согласно Сурья-Сиддханте
Планета Цикл 1 Цикл 2 Период по Сурья-СиддхантеПериод по Западной Астрономии
Луна 57'753'336 - 27.322 27.32166
Меркурий 4'320'000 17'937'000 87.97 87.969
Венера 4'320'000 7'022'376 224.70 224.701
Солнце 4'320'000 - 365.26 365.257
Марс 2'296'832 4'320'000 687.00 686.980
Юпитер 364'220 4'320'000 4'332.30 4'332.587
Сатурн 146'568 4'320'00010'765.77 10'759.202
Раху -232'238 - -6'794.40 -6'792.280
Частоты для циклов 1 и 2 даны в числе оборотов в Маха-йугу. Одна Маха-йуга составляет 4'320'000 солнечных лет или 1,577,917,828 солнечных дней. "Период по Сурья-Сиддханте" равен числу солнечных дней в цикле Маха-Йуги (1,577,917,828), разделенному на одну из двух цифр для циклов. Это должно дать гелиоцентрический период для Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера и Сатурна, и это должно дать геоцентрические периоды для Луны и Раху. "Период по Западной Астрономии" взят из вышеприведенных таблиц для сравнения.

Для Венеры и Меркурия цикл 1 соответствует вращению Земли вокруг Солнца, а цикл 2 соответствует вращению планеты вокруг Солнца. Поэтому для цикла 1 частота должна быть равна одному обороту в солнечный год и действительно - данные, приведенные для них в таблице, равны 4'320'000 оборотов в Маха-йугу. Частоты для циклов 2 Венеры и Меркурия должны равняться современным гелиоцентрическим годам этих планет. Согласно Сурья-Сиддханте, Маха-йуга состоит из 1'557'917'828 солнечных дней. Частоты цикла 2 в солнечных днях могут быть рассчитаны делением этого числа на число вращений в Маха-йугу. Частоты циклов 2 приведены в колонке "Период по Сурья-Сиддханте" и они очень близки к гелиоцентрическим годам, которые приведены в колонке "Период по Западной Астрономии".

Для Марса, Юпитера и Сатурна цикл 1 соответствует вращению планеты вокруг Солнца, а цикл 2 соответствует вращению Земли вокруг Солнца. Таким образом, мы видим, что для этих планет цикл 2 равен одному солнечному году (4'320'000 обращений в Маха-йугу). Частоты для цикла 1 в солнечных днях также могут быть рассчитаны делением числа оборотов в Маха-йугу цикла 1 на 1'577'917'828 дней и они приведены в графе "Период по Сурья- Сиддханте". Мы вновь можем видеть, что они очень близки к соответствующим гелиоцентрическим годам.

Для Солнца и Луны циклы 2 не специфицированы. Но если мы разделим 1'577'917'828 на число обращений в Маха-йугу для цикла 1 Солнца и Луны, мы можем рассчитать число солнечных дней в орбитальных периодах этих планет. Последняя таблица показывает, что эти цифры хорошо согласуются с современными значениями, особенно в случае Луны.

Таблице представлено также значение для цикла 1 для планеты Раху. Положение Раху в пространстве, как описано в Сурья-Сиддханте, действительно соответствует величине, измеренной современными астрономами для восходящего узла Луны. В последней таблицы мы можем увидеть, что современные цифры для времени одного оборота восходящего узла Луны довольно хорошо согласуется со временем обращения Раху. (Знак - минус, потому что Раху вращается в направлении, противоположном движению других планет.)

Гелиоцентрические расстояния планет согласно Сурья-Сиддханте
Планета Цикл 1 Цикл 2 Расстояние по Сурья-Сиддханте Расстояние по Западной астрономии
Меркурий 360 133,132 .368 .39
Венера 360 262,260 .725 .72
Марс 360 235,232 1.540 1.52
Юпитер 360 7,072 5.070 5.20
Сатурн 360 3,940 9.110 9.55
Здесь представлены расстояния планет от солнца. Среднее гелиоцентрическое расстояние Меркурия и Венеры в АЕ должно быть равно частному от деления средней длины окружности цикла 2 на длину окружности цикла 1. Для остальных планет среднее гелиоцентрическое расстояние должно быть обратным этому отношению. Эти цифры представлены в колонке "Расстояние по Сурья-Сиддханте", а соответствующие современные западные гелиоцентрические расстояния даны в колонке "Расстояние по Западной Астрономии".

   Длина окружности цикла 2     Расстояние от планеты до Солнца
   ------------------------  =  -------------------------------
   Длина окружности цикла 1     Расстояние от Земли до Солнца
Данные для Меркурия и Венеры получены с использованием вышеуказанного уравнения отношений между циклами и расстояниями и мы можем увидеть, что они действительно согласуются с современными цифрами. Для Марса, Юпитера и Сатурна циклы 1 и 2 меняются местами, и таким образом для того, чтобы получить гелиоцентрические расстояния, мы должны обратить отношение в левой части нашего уравнения. Эти значения приведены в таблице, и они также хорошо согласуются с современными значениями.

Таким образом, мы можем прийти к заключению, что Сурья-Сиддханта дает картину относительных движений и положений планет Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн, которая довольно хорошо согласуется с современной астрономией.

2. Ведическая Космология

Астрономические сиддханты и Пураническую космологию можно понимать как взаимно совместимые описания многогранной материальной реальности. В основе ведической космологии лежит фундаментальный принцип, что понимание действительности зависит от уровня нашего ума и чувств и оно ограничено этим уровнем и, следовательно, является несовершенным.

В древней ведической культуре присутствует изучение и анализ наблюдаемых явлений природы, в частности, движений планет. Однако, этот анализ не ставил целью дать окончательное описание действительности. Его целью была разработка простых практических методов отражения этих явлений в повседневной жизни. Так, например, изучение движения планет проводилось для астрологических прогнозов и вычислений точных дат праздников и церемоний, то есть математические методы астрономии служили высшим аспектам действительности, не поддающимся измерениям и вычислениям. При этом использовались простейшие из математических моделей, так как не было и речи о возможности точного математического описания движения планет.

В основе современной науки лежит противоположный подход, согласно которому действительность можно полностью понять, исходя из доступных нам чувств и интеллекта. Можно выделить два фундаментальных положения современной науки: во-первых, наблюдаемость всех аспектов действительности, и во-вторых, наблюдаемость всех явлений, либо непосредственно, либо вторичным эффектом, видимым в других явлениях. Это естественно приводит к мысли о возможности найти законченное окончательное математическое описание нашего мира. Если рассмотреть историю современной физики и астрономии, можно увидеть, что побудительным мотивом их развития было желание выведать все секреты природы и построить ее законченное описание.

Следовательно, можно сказать, что большинство различий между ведической и современной космологией обусловлены фундаментальным различием в их подходах. Ведическая космология не имеет такой тщательной математической проработки, как современная. С другой стороны, современная космология жестко ограничена трех- или четырехмерным континуумом, так как современный человек не обладает сенсорными способностями, позволяющими воспринимать все измерения Вселенной, а также поскольку его стремлением является быстрое получение знания о мире на основе наблюдений.

Если обратиться к истории науки, то можно видеть, что такие радикальные расширения теоретической перспективы неоднократно повторялись. Убедительным примером может быть революция в физике, которая произошла в 20-30-х годах нашего века. В конце прошлого столетия почти все физики сходились во мнении, что классическая физика дает полное и законченное описание действительности. Однако, через несколько лет на смену классической физике пришла новая наука, квантовая механика, которая основывалась на совершенно других принципах.

С развитием современной физики пришлось оставить задачу формулирования одной единой математической модели атома. Согласно стандартной интерпретации квантовой теории (введенной Нильсом Бором) атомные явления должны пониматься с двух взаимодополняющих точек зрения, а не как единое целое. Эти точки зрения -- волновая и атомарная картины -- кажутся противоречащими друг другу, но однако обе они являются справедливыми описаниями этого "слоя" материи. Они являются выражением согласованной теории атома, но они не могут быть объединены в рамках классической физики. Для того, чтобы объединить их и показать их совместимость, необходимо подняться на уровень математической абстракции высшей размерности, который постичь очень трудно.

Интересно также отметить, что с развертыванием ведического процесса творения последовательно создаются не только различные виды грубой материи, но и различные виды чувственных ощущений -- Танматры. Таким образом, согласно ведической концепции, свойства материи неразрывно связаны с процессами чувственного восприятия ее сознающим живым существом. Этот аспект материи совершенно не затрагивается современной физикой, хотя есть мнения известных теоретиков (как например Ю.Вигнера), что полная теория материи должна учитывать присутствие сознающего наблюдателя.

В Шримад-Бхагаватам (5.22.9) говорится, что Луна с каждым днем перемещается в новое созвездие. Всего их 27 и, соответственно, эклиптика делится на 27 равных частей. Эти 27 лунных созвездий - накшатр - располагаются вдоль эклиптики и делят ее на 27 равных дуг по 13 1/3 градусов в каждой. Следующее утверждение из Шримад-Бхагаватам (5.22.5) тоже касается накшатр: "В соответствии со звездным исчислением месяц соответствует двум с четвертью созвездиям." (Заметим, что 2 1/4 х 13 1/3 градуса составит примерно 30 градусов - месячному движению Солнца). Таким образом, Бхагаватам предполагает длительность лунного сферического цикла (сидерического месяца) равной приблизительно 27 дням. Сурья-Сиддханта дает более точное значение 27.322 дня (по современным данным оно равно 27.321 дня).

В Шримад-Бхагаватам (5.26.4) содержатся следующие сведения о движении Солнца и Луны: расстояние, проходимое Солнцем, по эклиптике 1) за год; 2) за месяц; 3) за полмесяца Луна покрывает соответственно 1) за полумесяц, 2) за 2.25 дней и 3) за один день.

По сведениям из Шримад-Бхагаватам (5.22.15) Юпитер проходит каждый знак зодиака за одну Париватсару. Юпитер, следовательно, совершает годовой оборот за 4320 земных дней. Современное значение составляет 4332,58, что отличается менее чем на 3%.

Положение Раху и Кету совпадает с положением восходящего и нисходящего узлов Луны - точек, в которых проекция орбиты Луны на небесную сферу пересекает эклиптику (орбиту Солнца). Эти узловые точки обходят эклиптику в обратном направлении (с востока на запад) с периодом 18,6 лет. Одна из них всегда участвует в затмении, так как Луна может закрыть солнечный диск или попасть в земную тень, только если Солнце, Земля и Луна находятся на одной прямой. Таким образом, помещая Раху и Кету в точки орбиты Луны, Сурья-Сиддханта согласуется как с современным объяснением затмений, так и с ведическим знанием, включающим Раху и Кету.

В Сурья-Сиддханте есть правило для вычисления поправки учета прецессии точек равноденствия. В соответствии с этим правилом, положение Солнца на дуге эклиптики, соответствующее точкам равноденствия совершает движение с амплитудой 54 градуса. Период такого колебания (дважды по 54 градуса) принимается равным 7200 лет и это соответствует скорости прецессии 54 секунд в год.

Согласно западной астрологии зодиак смещается вместе с прецессией точек равноденствия, которые, таким образом, постоянно находятся в "западных" Овне и Весах. Зодиак, рассматриваемый в Ведической астрологии жестко привязан к звезде Зета Рыб (конец накшатры Ревати) и поэтому положение точек равноденствия постоянно смещается. Согласно вычислениям Сурья- Сиддханты такое положение точек равноденствия приходилось на начало Кали-юги; в ней сообщается, что точки равноденствия прецессируются (движутся) по земному кругу: "движение точек солнцестояния, о котором говорит Манджала и другие точно такое же, как движение точек равноденствия - по их сведениям в течение кальпы они совершают 199 669 оборотов". Эта величина соответствует полному обороту за 21 636 лет.

Чаитанйа-чаритамрите современная дата в дне Брахмы определяется следующим образом: (1) Теперешний Ману -- Ваивасвата -- является седьмым, (2) уже прошло 27 Маха-йуг его эпохи и (3) мы находимся в Кали-йуге 28-й Маха- йуги. Эта информация также содержится и в Сурья-Сиддханте и ее расчеты положений планет требуют знания Ахарганы -- точного числа дней, минувших с начала Кали-йуги. Индийский астроном Арйабхата писал, что ему было 23 года, когда прошло 3'600 лет Кали-йуги. Так как известно, что Айрабхата родился в 476 н.э., это находится в согласии со стандартной Ахарганой, используемой сегодня для расчетов по Сурья-Сиддханте. Кали-йуга началась 18 февраля 3102 г. до н.э.

Сурья-Сиддханта дает диаметр Луны в 480 йоджан, а длину окружности орбиты Луны - в 324,000 йоджан. Если мы переведем эти цифры в мили, умножением на приведенные в Сурья-Сиддханте 5 миль в йоджане, мы получим 2,400 и 1,620,000. Согласно современным Западным цифрам, диаметр Луны составляет 2,160 миль, а длина окружности орбиты Луны составляет 1,495,000 миль. Таким образом в отношении размера Луны и ее расстояния от Земли Сурья- Сиддханта хорошо согласуется с современной астрономией.

Диаметры планет согласно Сурья-сиддханте
ПланетаДлина орбиты, милиПриведенный диаметр (проекция)Диаметр по Сурья-СиддхантеДиаметр по западной астрономии, милиОтношение
Йоджанымили
Луна 324,000480.00 480.00 2'400.0 2'1600.90
Меркурий 4'331,500 45.00 601.60 3'008.0 3'1001.03
Венера 4'331,500 60.00 802.13 4'010.0 7'5601.89
Земля - - 1'600.00 8'000.0 7'9280.99
Марс 8'146,909 30.00 754.34 3'771.7 4'1911.11
Юпитер 51'375,764 52.00 8'324.8041'624.086'8502.09
Сатурн 127'668,255 37.5014'776.0073'882.072'0000.97

Четыре йуги -- эпохи

Древнегреческий писатель Аратос рассказывает следующую историю о созвездии Девы. По его словам, Дева могла принадлежать к звездной расе, к предкам древних звезд. В древние времена, в Золотой век, она жила среди людей как олицетворенное Правосудие и должна была призывать людей придерживаться Истины. В то время люди жили мирно, без лицемерия и ссор. Позже, в Серебряный век, она скрылась в горах, но изредка спускалась вниз, чтобы ругать людей за их злые дела. Наконец пришел Бронзовый век. Люди изобрели топор и "стали первыми, кто попробовал мясо коров". В это время Дева "улетела на небеса", то есть удалилась в небесные сферы.

Ведическая литература дает тщательно разработанное описание вселенной как космоса -- гармоничной, упорядоченной системы, созданной в соответствии с разумным планом как место обитания для живых существ. Современный взгляд на вселенную столь отличается от ведического, что последний сейчас трудно постичь. Однако в древние времена космологии, подобные ведической системе, были широко распространены среди людей по всему миру. Образованные люди сегодня склонны немедленно отвергать эти системы как мифологию, указывая на их разнородность и на странность их идей.

Однако если мы поступим так, мы можем недооценить важную информацию, способную пролить свет на громадный забытый период, предшествовавший короткому промежутку времени, описанному в истории человечества. Существует очень много независимых устных преданий в традициях различных культур, но также существует и много общих тем. Некоторые из этих тем найдены в очень развитой форме в ведической литературе. Их присутствие в разных культурах мира соответствует представлению о том, что в отдаленном прошлом ведическая культура оказывала влияние на весь мир.

В ведической литературе время рассматривается как проявление Высшего. Таким образом, время - это управляющая сила, регулирующая жизнь живых существ в соответствии с космическим планом. Этот план включает повторяющиеся циклы созидания и разрушения различной продолжительности. Самый короткий и наиболее важный из этих повторяющихся циклов состоит из четырех йуг (юг) -- эпох, называемых Сатйа, Трета, Двапара и Кали. В эти следующие друг за другом эпохи человечество постепенно опускается с высокодуховной жизни до состояния упадка. Затем, с наступлением новой Сатйа-йуги, первоначальное состояние чистоты восстанавливается и цикл начинается снова.

Рассказ о Деве иллюстрирует то, что в древнем Средиземноморье была широко распространена вера в подобную последовательность четырех эпох, известных там как Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный века. В этой системе человечество также обладает развитым сознанием вначале и постепенно деградирует. Здесь также прогресс человеческого общества не определяется просто физическими процессами, а направляется созидательным разумом Природы. Примечательно, что рассказ Аратоса показывает, что поедание коров - это греховное действие, отрезающее человечество от прямого контакта с небесными существами. Это прекрасно согласуется с древнеиндийской традицией защиты коров, но встретить ее в греческой или европейской культуре было неожиданностью. Конечно, эта идея находится в серьезном противоречии с современным эволюционным взглядом на прошлое. В древнем Средиземноморье, однако, было широко распространено представление, что история человечества простирается на чрезвычайно длинные периоды времени. Например, в соответствии со старинными историческими записями, Порфирий (Porphyry, 300 г. н.э.) говорит, что Каллисфен (Callisthenes), союзник Александра Македонского в персидской войне, послал Аристотелю вавилонские записи относительно солнечных затмений и эти записи описывали период в 31 000 лет.

Подобным же образом, Ямвлик (Iamblicus, четвертый век), опираясь на авторитет древнегреческого астронома Гиппарха (Hipparchus), говорил, что ассирийцы делали наблюдения в течение 270 000 лет и сохранили записи возвращения всех семи планет в то же самое положение. И наконец, вавилонский историк Беросус (Berosus) утверждал, что общее время правления вавилонских царей перед Потопом равняется 432 000 лет. Исторические представления людей древней средиземноморской цивилизации несомненно сильно отличались от тех, что преобладают сегодня. И их взгляд вполне соответствовал ведической хронологии. Хотя Библию часто приводят в доказательство очень короткого срока истории человечества, но она содержит информацию о том, что было время, когда люди жили около 1000 лет. В Ветхом Завете для людей, живших до библейского Потопа, были указаны следующие сроки жизни: Адам прожил 930 лет, Сиф - 912, Енос - 905, Каинан - 910, Малелеил - 895, Иаред - 962, Енох - 365, Мафусал - 969, Ламех - 777, Ной - 950. Эти личности жили в среднем 912 лет.

После Потопа, однако, указаны следующие сроки жизни: Сим - 600, Арфаксад - 438, Сала - 433, Евер - 464, Фалек - 239, Рагав - 239, Серух - 230, Нахор - 148, Фарра - 205, Авраам - 175, Исаак - 180, Исав - 210, Иаков - 147, Левий - 137, Кааф - 133, Амрам - 137, Моисей - 120, Иисус - 110. Видно, что сроки жизни постепенно уменьшаются приблизительно до 100 лет, подобно тому, что случилось после начала Кали-йуги в соответствии с ведической системой. Традиционно считалось, что библейский Потоп произошел во втором или третьем тысячелетии до нашей эры, а в Индии традиционная дата для начала Кали-йуги - 18 февраля 3102 г. до н.э. Эта дата приводится в связи с временем Потопа в различных персидских, исламских и европейских писаниях, датированных VI-XIV вв. н.э.

В скандинавских сагах говорится, что в древние времена люди жили по много столетий. Кроме того, эти саги описывают последовательность эпох, включая эпоху мира; эпоху, когда были введены разные общественные уклады; эпоху роста насилия и эпоху деградации - "эпоху ножей, мечей и расколотых щитов". Последняя сменяется периодом уничтожения, называемым Рагнарок, после которого мир возвращается к добродетели.

Древнескандинавский Рагнарок включает разрушение земли и обители полубогов и этому в ведической хронологии соответствует уничтожение трех миров, которое происходит после 1000 циклов из четырех йуг -- одного дня Брахмы. Говорится, что во время Рагнарока мир сжигается существом по имени Сурт, живущим под нижним миром и участвовавшим в сотворении мира. Для сравнения, "Шримад-Бхагаватам" (3.11.30) утверждает, что в конце дня Брахмы "опустошение производит огонь, вырывающийся из уст Санкаршаны...". Санкаршана - это частичное воплощение, "пребывающее на дне вселенной" ("Шримад-Бхагаватам" 3.8.3), под нижней планетарной системой.

Если ведические темы появляются во многих различных обществах, стоит сделать вывод, что они исходят из древней ведической цивилизации.

Летоисчисление

В Ведических писаниях дается летоисчисление времени от начала существования нашей Солнечной системы. Связанные с этим процессы творения, жизни и разрушения мироздания основаны на астрономических вычислениях прохождения Солнца вокруг центра галактики и откровениях святых личностей.

Обратимся к "Бхагават-Гите" (глава 8) и "Шримад-Бхагаватам" (3:1). По земному исчислению тысяча эпох, вместе взятых, равна одному дню Брахмы. И так же долго длится его ночь. В начале дня Брахмы все живые существа проявляются из непроявленного состояния и затем, когда наступает ночь, они снова уходят в непроявленность. Одна эпоха - Маха-Йуга - включает в себя четыре йуги общей продолжительностью 12 000 лет полубогов: один год полубогов равен 360 годам людей. Сатйа-йуга длится 4 800 лет, Трета-йуга - 3 600 лет, Двапара-йуга - 2 400 лет, а Кали-йуга, в которой мы живем - 1 200 лет полубогов. В каждую последующую югу, начиная от Сатйи (когда был золотой век человечества), влияние духовности постепенно ослабевало на одну четверть и соответственно возрастало невежество. Переходные периоды, которые предшествуют каждой йуге и завершают ее, длятся по несколько сотен лет полубогов и называются стыками двух юг. Продолжительность переходов йуги равна по одной десятой части (одной двенадцатой от общей продолжительности йуги). Сандхья - предшествующий период, а Сандхьямса - завершающий.

ЙугаПериодыКоличество лет дэвовКоличество земных лет
Сатья-йуга Сандхья

400

4800

1'728'000

 

4000

Сандхьямса

400

Трета-йуга Сандхья

300

3600

1'296'000

 

3000

Сандхьямса

300

Двапара-йугаСандхья

200

2400

864'000

 

2000

Сандхьямса

200

Кали-йуга Сандхья

100

1200

432'000

 

1000

Сандхьямса

100

Маха-Йуга

12000

4'320'000

День Брахмы длится тысячу Маха-Йуг 4'320'000 х 1000 = 4'320'000'000 лет. И столько же длится его ночь. Таким образом сутки Брахмы равны 8'640'000'000 лет. Когда наступает ночь, происходит частичное разрушение Солнечной системы и жизни в ней. Год Брахмы равен 3'110'400'000'000 лет, а он живет в течение 100 таких лет, следовательно наша Солнечная система существует 311'040'000'000'000 лет. После этого она полностью уничтожается. В течение дня Брахмы рождается 14 Ману -- прародителей человечества -- срок жизни которых равен 305'300'000 лет. Каждый Ману правит 71 Маха-йугу, т.е. 4'320'000 х 71 = 306'720'000 лет. 306'720'000 - 305'300'000 = 1'420'000 лет: этот остаток приходится на переходный период от одного Ману к другому. В это время также происходит частичное разрушение, хотя и в меньших размерах.

По Ведическому летоисчислению сегодня идет вторая парардха жизни Брахмы или 18001 день Варахи Кальпы: 7-го Ваманы - Вайвасвату Ману - 5102 человеческий год от начала Кали-йуги 28 Маха-йуги. Парардха - это половина жизни Брахмы. Кальпа - это сутки или день. В этот день, при сотворении мира, Личность Бога проявилась в образе вепря Варахи. Сейчас уже прошло 50 лет и идет первый день жизни после этой памятной даты. Нынешний Ману по счету 7-й и он считается сыном Солнца Вивасвана и его собственное имя - Вамана. Кали-йуга началась 18 февраля 3102 г. до н.э.

4320000 -- продолжительность одной Маха-йуги 
* 28
120960000 
- 432000 -- продолжительность Кали-йуги 
120528000 
+ 5102 
120533102 -- столько лет прожил 7-й Ману 
+ 1840320000 
1960853102 -- общая продолжительность лет шести Ману 
Таким образом наша солнечная система существует около 1 млрд. 960 млн. лет и вопреки современным научным данным она намного моложе.


Автор: Антон Кузнецов
Джйотиш -- Ведическая Астрология