Гита-Джайанти -- День рождения Бхагават-Гиты

Гита-Джайанти -- День рождения Шримад-Бхагават-Гиты -- традиционно празднуется в 11-й титхи [лунный день] -- Экадаши -- яркой половины (Шукла-Пакши) месяца Маргашира (декабрь/январь). Это был день, в который учение Дхармы было открыто миру через Санджайа, которого Въяса (Вйаса) благословлил высшим видением, чтобы он явился свидетелем войны Махабхараты.

Бхагават-Гита - это диалог между господом Кришной и Арджуной, рассказанный в Бхишма-Парве Маха-Бхараты. Он был впоследствии записан Въясой для пользы всего человечества в виде 701 шлоки [строфы], составляющих 18 глав. Среди многих великих ценностей, которыми человеческий род был одарен в эпосе Махабхарата, две наиболее значительные - это Бхагават-Гита и Вишну-Сахасранама. Как ни странно, обе они передают события на поле битвы: Бхагават-Гита - как раз перед началом войны на Курукшетре, а Вишну-Сахасранама - после войны. Человечество в большом долгу перед мудрецом Въясой за весь его вклад и особенно за Гиту, которая дает направляющие наставления ежедневного поведения в жизни, духовного развития и самореализации.

Курукшетра (поле битвы) находится во всех нас внутри. Сражение Махабхараты бушует в нас! Hаша Авидъя (Авидйа) -- невежество -- и есть король Дхритараштра! Атма [индивидуальная душа] - это Арджуна! "Обитающий-Внутри", живущий в нашем сердце, - это господь Кришна -- возничий! Тело - это наша колесница! Индрийи [чувства] - это лошади. Hаше эго, гордость, жадность, лицемерие, страсть (вожделение), ревность, пристрастия и неприязни и так далее - это наши страшные враги! Секрет огромной привлекательности Бхагават-Гиты состоит в том, что она рассматривает практическую проблему жизни, а именно - как человек может выполнять свои обязанности как звено социальной системы, которая обычно не совершенна, и в то же время пробуждать знание "Я" (опыт чистого сознания), знание своей истинной природы -- Дхармы, как оно увековечено в Ведах. В процессе разрешения этого противоречия разъясняется возвышенная и праведная философия!

Можно представить Гиту как обобщение трех отдельных составных частей, которые иллюстрируют три способа выражения Махавакйи Сама-Веды: Тат-Твам-Аси -- "то"-"ты"-"умение". Соответственно, первые шесть глав рассматривают путь действия и природу понятия "ты" (Твам); следующие шесть глав раскрывают путь преданности и характеристику понятия "то" (Тат); и последние шесть глав имеют дело с путём Знания и природой термина "умение" или "мастерство" (Аси), который устанавливает тождественность индивидуума и Высочайшего, то есть устанавливает 'Джива-Брахма-Аикйа'. Гита излагает теорию каждого из этих трех путей (трех Марг), а именно - Джнана [Знание], Бхати [Преданность] и Карма [Действие] - и удивительным образом согласовывает эти три философии; таким образом она учит нас, что действия, эмоции и знания должны функционировать в совершенной гармонии! Соблюдая Сва-дхарму (обязанности жизни), можно постичь Абсолют (достигнуть Мокши), и Гита разъясняет человеку его собственную Дхарму и путь мудрого использования его свободы воли, чтобы помочь ему в соблюдении Свадхармы. Это - причина того, что Бхагават-Гита является одним из пяти священных писаний, которые должны осуществляться на практике ежедневно.

Шримад-Бхагават-Гита считается одним из трех авторитетных текстов Татва-джнаны (то есть она является одной из Прастхана-Трайи). (Другие два - это Брахма-Сутры и Упанишады). Она также провозглашена Гитопанишадой, потому что она выражает квинтэссенцию всех Упанишад!

Бхагават-Гита также провозглашена Брахма-Видъей (Брахма-Видйей) -- Знанием Абсолюта, которе является высшем знанием из всех, к которым стремится духовно ищущий человек. Бхагават-Гита также названа Йога-Шастрой, поскольку она имеет дело с практикой самых высоких идеалов во всех слоях общества. (В действительности, каждая из глав Гиты называется Йогой - Бхакти-Йогой, Карма-Йогой, Джнана-Йогой и так далее.)

Послание, содержащееся в Гите, снова и снова подчеркивает, что нужно развивать отношение непривязанности, которое подобно лепестку лотоса, несмачиваемому водой. Тот, кто отдает все действия Вечному, отказываясь от привязанностей, становится незатронутым грехом. Привязанность возникает вследствие Мохи (Moha) и из-за качеств раджаса. Hепривязанность рождается из саттвы, которая является божественным качеством. Практика непривязанности строга и неукоснительна, и единственная привязанность, которую нужно иметь, - это привязанность к Абсолюту -- Атману.

От истинно ищущего человека ожидается, что он будет обладать качествами Вивеки (Viveka) [различения между добром и злом], Ваирагйи (Vairagya) [сдержаности, бесстрастности], Самы (Sama) [управления умом], Дамы (Dama) [управления чувствами], Упрати (Uprati) [неподверженности влиянию мирских соблазнов]. Шримад-Бхагават-Гита учит нас теории и дает понять ценность этих качеств, и как Йога-Шастра она учит нас способу практиковать эти качества на пути к познанию Абсолюта.

Каждый год празднуется День Бхагават-Гиты -- Гита-Джайанти. Проводятся специальные пуджи и читается Бхагават-Гита.

По материалам: "Бхагават-Гита", Свами-Шивананда, Индия, 1982
("The Bhagavad Gita", Swami Sivananda, Divine Life Society, India).


Гита-Джайанти

Бхагават-Гита-Джайанти празднуется в одиннадцатый день яркой половины месяца 'Маргаширша' (ноябрь - декабрь). Считается, что в этот день правитель Кришна дал Арджуне священное и духовное знание Гиты на поле битвы Курукшетры, и таким образом сделал доступной Бхагават-Гиту всему человечеству. Описание этого события является частью выдающейся эпической поэмы Махабхарата.

В начале великой войны между Пандавами и Кауравами Арджуна, тронутый чувством жалости к возможным массовым убийствам и кровопролитию среди друзей и родственников, обратился к Кришне за наставлением. Кришна отказался брать оружие на какой-то из воюющих сторон, но согласился быть возничим Аруджуны. Кришна убеждал Арджуну следовать своей Дхарме -- долгу -- как солдата и как кшатрийя, необращая внимания на все остальные рассуждения. Это сразу рассеяло все его сомнения, и он стал искренне выполнять свою Дхарму. Гита говорит кристально ясно и недвусмысленно, что путь к освобождению (Мокше) лежит в действиях, совершенных без желания результатов, которые должны быть посвящены Гуру. Это есть подлинная Hишкам-Карма-йога, которая ведет к достижению истинного счастья, гармонии и свободы от страстей. Путем преданных действий, без привязанности к их результатам, каждый человек устаряет свои желания и в конечном счёте достигает совершенного спокойствия души (Атмы) и покоя в Верховной Душе (Парам-Атме).

В день Гита-Джайанти Гита читается и декламируется, проведятся беседы о ее различных философских аспектах. Люди соблюдают пост и почитают Гиту, изучают и впитывают ее суть. Карманное издание Гиты должно всегда быть у каждого человека, и ее избранные шлоки [строфы] следует повторять всякий раз, когда есть такая возможность, потому что чем больше мы изучаем ее, тем больше мы просветленны.

"Ведическая мудрость" - Предисловие Махариши Махеша Йоги к Бхагават-Гите


Ведические традиции