Карма-йога или Раджа-йога или Гьяна-йога (Гйана-йога) или Бхакти-йога - Атман и Брахман

Цель Вед (Веданта) - это познание Абсолюта (Брахмана) или почитание Кришны (то есть Бхакти-йога) ?

1. Лишь Абсолютный Бог (Брахман) - это истинная реальность. А те люди, кто не способен познать её, обращаются к Кршне/Персональному Богу/Бхагавану, чтобы хотя бы путём Бхакти (преданности), а не Веданты, познать отражение истинной реальности Брахмана в Персональном Боге.

2. Веданта -- Цель Веды -- это познание Абсолюта. И Веданта, и Ведические писания, нацелены на познание внутреннего "Я", то есть на осознании своей истинной природы и такой же природы Абсолюта, либо в её личностном аспекте (Кришна, Бхагаван), либо в её безличном аспекте (Брахман). Просто для людей проще познавать через форму (вовне), а не через "Я" (внутри), поэтому путь Бхакти проще для людей. И для таких из них почитание Кришны как Личности Брахмана и комментарии Прабхупады к Бхагават-Гита - это их путь к Абсолюту.

3. Везде, кроме как у вайшнавов, говорится, что суть Веданты -- Цели Веды -- это осознание того, что природа человека такова же, как и у Бога (Брахмана). Но при этом Веданта говорит, что любая духовная практика и любая духовная религия ведут к Богу, и лишь фанатичные вайшнавы говорят, что только почитание Кршны и повторение маха-мантры - это единственный путь к Богу, как фанатичные православные христиане говорит, что православие - это якобы единственная верная религия.

4. Хотя Кршна - это Высшая форма Бога, но это только форма. А Бог выше форм. Хотя концепция Бхагавана (Персонального Бога) - это лучшая концепция для духовной практики и постижения Абсолюта, но это только концепция. А Абсолют вне концепций.

5. Суть вопроса "Цель Вед - это познание Абсолюта (Брахмана) или почитание Кришны?" - в невежественности. Хотя цель Веды - познание Абсолюта, но невежественный человек даже представить это не может, поскольку для него реален лишь материальный мир (Майа), и он видит только двойственность - добро и зло, верно и неверно, Бхагаван и не-Бхагаван, радость и горе и так далее... Только духовно образованный искатель под руководством Гуру [духовного наставника] может искать Брахмана и познать его в медитации (Раджа-Йога). А для большинства остальных, привязанных к проявленном (материальному) и персональному миру путь постижения Истинной Реальности доступен лишь через Персонального Бога (Бхагавана, Кршну)... Поэтому Бхакти и почитание Бхагавана рекомендуется в начале духовного пути или для достижения успеха в материальном мире. Почитание и Бхакти [преданность] помогают им сконцентрировать свой ум на Боге. То есть пока человек считает себя психо-физическим телом и находится в оковах тела, ума и эго, до тех пор он не может осознавать Атман -- Чистый Дух -- как истинное "Я", не может познавать Абсолютную Реальность; ему нужны молитвы, обряды и иная внешняя помощь; чувствуя свою духовную слабость, он обращается (молится) к Персональному Богу (Бхагавану) ради милости, защиты, направления и так далее. И в конце, когда он осознает, что его "Я" (Атман) и Абсолютное "Я" - это одно, только тогда он выходит за рамки проявленной (материальной) реальности. Это трудно понять, но можно привести пример: я и другой человек кажутся разными на поверхности; я и Бог тоже как бы разные; но если смотреть в суть - в основу, в Дух, то и у меня, и у другого человека один Дух внутри; и "Я", и Бог - это проявления одного и того же Атмана, как все предметы в физической материи - это проявления одних и тех же протонов/нейтронов/электронов или одних и тех же четырёх фундаментальных физических сил (гравитация, электромагнетизм, сильное взаимодействие, слабое взаимодействие). Направляя внимание в основу, в суть -- в Дух -- мы видим Единство.

Итак, только для людей в невежестве (не в Духе) нужны молитвы к Личности Бога и почитание Личности Бога. Но для духовного искателя, следующего Ведам и Веданте под руководством Учителя, видна символическая роль Бхагавана. Реальность Бога - в Абсолюте (Брахмане). Весь проявленный мир и все материальные предметы - это различные проявления Абсолюта; Бхагаван (Персональный Бог) - это Его Высшее проявление, но всё-таки проявление, такое же реальное как материальная Вселенная. И для преданного (бхакти-йоги) второй этап после познания Личностного Бога (Бхагавана) - это познание Абсолютной Истины (Брахмана).

Автор: Антон Кузнецов

Йога и Тантра