Джйотиш -- Ведическая астрология

Выпуск # 30

В данном выпуске рассылки "Джйотиш -- Ведическая Астрология":


Хора-Шастра

В третьей шлоке первой главы Вараха-Михира говорит: "Науку астрологии называют 'Хора' (Хора-Шастра), что образовано двумя словами - 'Ахо' и 'Ратри'; эта наука говорит о результатах хороших и плохих дел, совершенных людьми в предыдущих рождениях".

'Ахо' на Санскрите означает "день", а 'Ратри' означает "ночь". Здесь автор подразумевает, что Хора-Шастра -- влияние времени -- определяется положением Грах [планет] во время рождения.

Русское слово "гороскоп" или английские слова "Hour" [час], "Horoscope" и "Horologue" произошли из Санскритского корня и связаны со временем и с влиянием времени на людей и объекты.

Слово 'Хора' образовано из слова 'Ахоратри' отбрасыванием первого и последнего слогов и оно подразумевает влияние времени, указанное грахами [планетами], разделами зодиака и звездами в момент рождения человека или любого объекта. Подробнее о результатах, заслуженных предыдущими рождениями, говорит понятие кармы [действия] и Закона кармы -- Закона причины и следствия. 'Хора' на Санскрите записывается двумя буквами 'Хо' и 'Ра', первый означает земные воздействия, второй выражает солнечные влияния. Таким образом, 'Хора' означает и включает все земные и планетарные влияния и результаты, что может быть предсказано.

У слова 'Хора' также есть другое значение. Хора означает 1/24 продолжительности дня (от восхода до восхода), или 2 1/2 гхати (около 1 часа, ведический день делится на 60 гхати).

Знание Хора-Шастры - знание прошлого и будущего - дает возможность проследить существующие неблагоприятные влияния и использовать корректирующие меры, указанные в Шастрах, чтобы избежать несчастий. Ведическая Астрология не является фаталистичной, она просто показывает "наказания" и "поощрения" за неправильное или праведное поведение человека в предыдущих воплощениях. И это во власти человека знать о зле и избежать неблагоприятных результатов в будущем.


Гуны -- качества природы

Существуют три качества (свойства) Природы -- три гуны: 1) Тамас, 2) Раджас, и 3) Саттва -- 1) препятствие, 2) деятельность и 3) расширение развитие; или 1) масса, 2) энергия, и 3) интеллект, разум. В человеке эти три гуны выражаются как 1) невежество или инерция; 2) деятельность или борьба; и 3) мудрость.

На космическом уровне существуют два основных выражения Праны. Первое выражение Праны - это непроявленный аспект Праны, которая является энергией Чистого сознания, трансцендирующего все мироздание (выходящего за пределы творения). Второе выражение Праны или проявленная Прана - это сама сила творения. Прана является результатом качества (гуны) Раджаса -- активной силы Природы (Пракрити). Сама Природа состоит из трех гун: Саттвы или гармонии, которая дает начало разуму, Раджаса или движения, которое дает начало Пране, и Тамаса или инерции, которая дают начало телу.

Несомненно, можно приводить доводы, что Пракрити -- Природа -- прежде всего является Праной или Раджасом. Природа - это активная энергия или Шакти. Вследствие притяжения или влечения высшего "Я" -- Чистого Сознания (Пуруши) -- эта энергия становится сатвической. Вследствие инерции невежества эта энергия становится тамасической.

Тем не менее, даже Пуруша -- высшее "Я" -- может считаться непроявленной Праной, потому что Пуруша является формой энергии сознания ('Дэва-атма-Шакти' или 'Чити-Шакти'). Из непроявленной Праны Чистого Сознания возникает проявленная Прана мироздания, благодаря которой вся вселенная обретает существование.

В отношении нашего физического существования, Прана -- жизненная энергия -- является разновидностью элемента Воздуха, прежде всего это - кислород, который мы вдыхаем, который дает нам жить. Как воздух возникает в эфире (пространстве), Прана возникает в пространстве и остается тесно связанный с ним. Везде, где мы создаем пространство, энергия -- Прана -- должна там возникнуть автоматически.

В Ведической системе элемент Воздуха относится к осязанию. Воздух на тонком уровне является прикосновением. Через осязание мы ощущаем себя живыми и можем передать нашу силу жизни другим. Как воздух возникает в пространстве, так осязание есть результат звука, который является качеством органа чувств, соответствующего элементу Эфира (Пространства). Благодаря звуку мы пробуждены и ощущаем наши более широкие связи с жизнью в целом. На тонком уровне Прана являются результатом качеств прикосновения (осязания) и звука, которые неотъемлемы от сознания. Фактически Прана обладает своей собственной оболочкой (телом).

Оставив в стороне аргументы Шиваизма и Вайшнавизма можно сказать, что когда Бог, который олицетворяет Пурушу (мужское начало), вступает в Йогу с Шакти, олицетворяющей Пракрити (женское начало), на различных уровнях трех гун (Саттвы, Раджаса и Тамаса), Он выполняет различные роли, свойственные этим гунам. Когда Он вступает в Йогу с Саттвой (Шри- Шакти), он сохраняет вселенную. Когда Он вступает в Йогу с Раджасом (Бхуу-Шакти), он создает вселенную, а когда Он вступает в Йогу с Тамасом (Ниила-Шакти), он уничтожает или разрушает вселенную; и этот цикл творения, сохранения и уничтожения продолжается и продолжается. Это объясняет концепцию Троицы (Тримурти), то есть концепцию Брахмы -- создателя, Вишну -- хранителя и Шивы -- разрушителя, которые соответственно представляют Раджастическую, Саттвическую и Тамасическую гуны, и их супруг -- Шакти (Тридэви), то есть Маха- Сарасвати, Маха-Лакшми и Маха-Парвати. Это объясняет важность Шакти - женской силы - и почитание Шива-Лингама как Хиранйа-гарбха.


Духовность и кодекс поведения

Все люди, а особенно желающие изучать Ведические науки, должны подняться на уровень Саттва-гуны - на поведение в добродетели. Саттва- гуна преобладала в Сатйа-Йуге, когда все человечество полностью придерживалось принципов Дхармы - таких как чистота, аскетизм, простота, милосердие и правдивость. В Трета-Йуге Дхарма постепенно уменьшалась до трех четвертых, в Двапара-Йуге - до половины, а в Кали-Йуге - до четверти, которая по-прежнему постепенно уменьшается до ноля. Это происходит из-за четырех столпов Адхармы (противоположности духовности): незаконного секса, опьянения, употребления мяса (также рыбы, яиц и т.п.) и азартных игр. Незаконный секс разрушает чистоту и, следовательно, называется 'Апавитра' или 'Авишну'; употребление алкоголя уничтожает аскетизм; употребление мяса разрушает милосердие в человеке и дает качества асуров; а азартные игры уничтожает качество правдивости и, следовательно, называется 'Асат'.

Поэтому все люди ради их собственной пользы и как пример для других должен следовать четырем принципам:

  • 1. Не есть мясо, рыбу или яйца
  • 2. Не допускать опьянения (употребления алкоголя, чая, кофеина, курения и т.п.)
  • 3. Не играть в азартные игры
  • 4. Не заниматься незаконным сексом (сексом вне брака)
    Нарушение любого из этих принципов загрязняет атмосферу и также оскорбляет Дэваты.


    Что означает "Ведическая"?

    'Веда' означает "подлинное знание" и "истину". "Ведическая" означает "относящийся к подлинному знанию и к истине". Правитель, который всегда находится в своей собственной блаженной обители 'Ваикунтха' ("свободной от беспокойств"), в Духовном Мире, создает Дживы -- души, то есть нас, из света, сияющего из его божественного тела. Эти духовные искры сначала различимы друг от друга и они называются 'Татаста-Шакти' -- маргинальной силой Правителя.

    На этой стадии мы подобны лучам света, плавающим в различимом блаженстве, но бездействующие и не полностью сознательные. В этом блаженном, спокойном состоянии может начаться активное движение, которое заставляет Дживу-душу желать различия и действия. Таким образом, мы входим в эту проекцию, известную как материальный мир, где внешняя сила Правителя окружает нас со всех сторон, как наши собственные тела, так и окружение - вселенную.

    Цель прихода в этот мир состоит в том, чтобы доиграть до конца "драме" и таким образом получить урок этой важной школы. Полученные уроки трудны и часто болезненны. Что мы узнаем - "наше положение" и наши отношения -- 'Самбандха-Гйана' -- со всем. Природа, полностью находящаяся под постоянным, совершенным управлением абсолютно благожелательной божественности, является совершенной в постепенном подъеме нашего сознания с помощью процесса "прикоснулся - обжегся - не делай это вновь". Все действует таким образом: бывают легкие уроки и бывают трудные уроки. В конечном счете, душа должна узнать, что она есть Пракрити, не Пуруша. Это означает, что мы зависимые, или даже полностью вовлеченные, участники игры, которая играется для удовольствия Пуруши, то есть для самого Правителя, который есть Пуруша- Уттама -- Верховный Наслаждающийся.

    Когда Вселенная создается Правителем Брахмой по указанию Вишну, в то время Брахма получает полное знание обо всем. Он получает, например, полное знание о том, как создать материальный мир. Лучшее писание, которое рассказывает о самом первом диалоге между Вишну и Брахмой во время сотворения мира, - это Брахма-Самхита. Это великое священное писание, рассказанное Правителем Брахмой, дает подробную информацию о том, что было главным, какое главное знание было дано Брахме через Гайатри-Мантру.

    Часть этого знания была знанием Астрологии. В действительности Брахма создает материальный мир под руководством и властью Вишну. Брахма непосредственно знает управляющие системы, используемые здесь, потому что он установил их там, даже несмотря на то, что сила пришла от Вишну. Так, Брахма дал Джйотиш-Видйа -- знание Астрологии -- своим сыновьям (Нараде Муни, четырем Кумарам и другие), которые в свою очередь дали его своим ученикам (Вйасадэве и другим).

    Это знание передавалось через ученическую преемственность до начала Кали-Йуги, потому что в то время стали необходимы книги, потому что человеческие способности запоминания значительно уменьшились. Ранее дети Браминов просто запоминали все. Так или иначе, в начала Кали-Йуги такие мудрецы как Парашара и Вйасадэва создали так много книг, чтобы Ведическое знание -- подлинное и истинное знание -- не было потеряно в Кали-Йуге.

    Это большая трудность - составить книги, даже для великих мудрецов. Вы только хотите дать системы правил, чтобы удостовериться, что суть не потеряна. Тем не менее, это означает, что существует очень много подробностей и тонкостей, которых нет в книгах. Однако, искренний ищущий ученик, который обладает природной проницательностью в Ведических вопросах, будет способен открыть то, что не передается буквально. Благодаря надлежащему служению и послушанию великой истине много скрытых вещей станут открытыми сердцу такого преданного человека.

    Ведический путь неправильно понимают и отражают многие люди. Ведические писания - это НЕ мифы. В то время как в них могут встречаться интерполяции и гиперболизации и тому подобное, вся основа их истинна. Существует персональный Бог, существует создатель, Ведические времена были, сражение на Курукшетре имело место, Кришна действительно жил, как и Правитель Рамачандра и так далее. Правитель Ганеша - это не "энергия", не миф, он реальное существо, которое может стать перед вами и сжевать вас за неповиновение.

    При облачной погоде мы забываем, что Солнце сияет над облаками. На вершине горы солнечно, когда в долине туман - точно так же, просто потому что оболочки этой Вселенной затрудняют и ограничивают наше вИдение, это не означает, что нет ничего вне нашего вИдение.

    Довольно благоразумно доверять Ведической науке, и довольно абсурдно не верить Ведам. Как все началось? - Материалисты никогда не смогут ответить на этот вопрос. Был "Большой Взрыв"? - Это смешно!

    Другой факт состоит в том, что правильное Ведическое понимание никогда не является сектантским, догматическим или застывшим, и любой последователь Вед должен быть преданным и добрым. Ахимса -- отказ от насилия -- является первичным принципом. Если Вы хотите быть счастливы, то распространяйте счастье, давайте защиту, служите, отдавайте больше чем вы получаете. Твердо будьте вегетарианцем. Вы не сможете почувствовать, что Бога в самом себе, если вы убиваете чтобы есть (исключение: если абсолютно необходимо для выживания). Откажитесь от тех, кто убивает невинных животных. Научитесь готовить достаточно число разнообразных вегетарианских блюд так, что мясо не будет нужно - это возможно, и вы должны делать это. Чтобы быть действительно великой душой, которая может читать Карму и помогать другим людям, вы не должны быть вовлечены в такую низкую Карму сами, иначе это точно блокирует ваше вИдение.

    В начале Парашара-Хора-Шастры и других классических трактатов всегда есть шлоки [строфы], описывающие тех людей, которых можно и которых не нельзя обучать астрологии. Великие мудрецы советуют астрологам (и этому нужно следовать) НЕ преподавать эту священную науку тем, у кого нет веры, тем, кто не следует Ведическому пути, тем, кто не предан, или тем, кто не обладает необходимым интеллектом в области математики, расчетов, пространства и времени и так далее. На Западе эти наставления не соблюдаются - и любой человек может купить книги, купить программы, посещать семинары и изучать Джйотиш. Это не хорошо; все же с другой стороны мы можем сказать, что, по крайней мере, это знание распространяется - может благодаря этому будет прощение за нарушение этого закона. Если Веды не пришли на Запад, то Запад никогда не смог узнать об этом Знании, и это было бы хуже чем неправильное использование Вед.

    Тем не менее, если вы чистосердечны и серьезно относитесь к глубокой истине, тогда вы не должны допускать такую снисходительность к самому себе. Так только оправдывают себя новички. Не забывайте об ответственности.

    Старайтесь жить чисто, без алкоголя, наркотиков, мяса и любых грубых (низких) дел и поступков. Станьте Брамином в действии - чистым, сострадательным, терпимым, всегда изучающим достойные вещи, помогающим всем и преданным истине. Четыре столпа религии или Дхармы - это: Правдивость, Сострадание, Чистота и Аскетизм (Простота). Практикуйте их.

    Не старайтесь получить все, что вы хотите (это - аскетизм). Вы тогда просто станете материалистом, который слишком подчинен своим временным телом и временными желаниями тела. Будьте удовлетворены тем, что приходит без слишком больших стараний.

    Будьте сострадательны ко всем живым существам. Требуйте многого от себя, но будьте добры к другим, при этом мягко вдохновляйте их улучшать собственную жизнь.

    Будьте чисты во всех смыслах: в здоровье, телом, в еде, в мышлении, в разговоре. Прикосновение с Тамасической гуне грязно, поэтому избегайте этого. Если вы связаны с чем-то низким (грязным), то вы сами становитесь низким - поэтому общайтесь с чистотой.

    Будьте честны и правдивы - писания говорят, что в Кали-Юге осталась последняя четверть Дхармы (оживленность Природного Закона).

    Такие принципы являются основой любого Ведического обучения. Ведическая наука - это священное и достойное занятие, и необходимо "заплатать цену" в виде соблюдения Ведических принципов, чтобы получить знание Вед или Веданг.


    Автор: Антон Кузнецов
    Джйотиш -- Ведическая Астрология

    Уроки Джйотиш -- Ведическая Астрология