The page has moved to: = http://jyotisha.center/?p=5132 .


Джйотиш -- Ведическая астрология

Выпуск # 22

Джйотиш - это Ведическая наука астрологии и астрономии. Джйотиш имеет древнейшую историю и основан на Ведической традиции знаний. Это делает Джйотиш совершенной системой астрологии. Джйотиш также тесно связан со Стхапатья-Ведой -- Ведической архитектурой и c Аюрведой -- Ведической наукой о здоровье.


В данном выпуске # 22 рассылки "Джйотиш -- Ведическая Астрология":


Природа грах [планет] вследствие их правления
Функциональная благотворность грах

Грахи [планеты] делятся на благотворные и неблаготворные (пагубные) по двум основаниям.

  1. Граха может быть благотворной или неблаготворной (или нейтральной) вследствие своих естественных, врождённых качеств. Такая благотворность или пагубность называется естественной. Говорят, что граха [планета] "естественно благотворная" или "естественно неблаготворная".
  2. Граха может быть благотворной или неблаготворной (или нейтральной) вследствие своего правления над определенными бхавами [домами] в конкретной карте рождения. Такая благотворность или пагубность называется функциональной. Говорят, что граха [планета] "функционально благотворная" или "функционально неблаготворная".

Естественная благотворность грахи одинакова для всех рожденных. Например, Гуру или Шукра являются естественно благотворными Грахами для каждого человека, а Шани или Раху являются естественно неблаготворными (пагубными) грахами для каждого человека. Функциональная благотворность грахи зависит от Лагны, поскольку при какой-то Лагне граха управляет одними бхавами [домами], при иной Лагне - другими Бхавами.

То, какими бхавами [домами] управляет граха [планета], как мы знаем, находится по ее собственным раши [знакам]. Если собственный раши грахи (например, раши Симха для Сурьи) занимает определенную бхаву в конкретной карте рождения, то у этого человека данная граха управляет этой бхавой (например, если раши Симха занимает 5-ю бхаву, то у этого человека Сурья управляет 5-й бхавой).

"Управляет", "владеет", "принадлежит" - это синонимы. Можно сказать "Сурья управляет раши Симха" или "Сурья владеет раши Симха" или "раши Симха принадлежит Сурйе" или "раши Симха является собственным раши Сурьи".

Если в нашем примере раши Симха находится в 5-й бхаве [доме], то можно сказать "Сурья управляет 5-й бхавой" или "Сурья владеет 5-й бхавой" или "5-я бхава является бхавой Сурьи" или "5-я бхава является собственной бхавой Сурьи", однако все это верно только для данной карты, когда раши Симха находится в 5-й бхаве [доме], то есть это верно для агны Меша.

Очевидно, возникает вопрос: ведь граха [планета] может быть естественно благотворной и функционально неблаготворной или наоборот - стественно неблаготворной и функционально благотворной, тогда какие результаты будет давать граха? Считается, что функциональная благотворность оказывает большее влияние на события в жизни рожденного, хотя эффект естественных качеств грахи сохраняется в некоторой мере.

Для примера можно привести такую аналогию: человек работает почтальоном. Такой человек может быть хорошим человеком (естественно благотворная граха), но принести плохую весть (функционально неблаготворная граха); и он может быть плохим человеком (естественно неблаготворная граха), но принести добрую весть (функционально благотворная граха). И из этой аналогии видно, что функциональность грахи важнее, и она больше отражает величину положительных или отрицательных результатов, поскольку она показывает выполняемые грахой функции для конкретного человека (для конкретной Лагны рождения).

 

Грахи, управляющие Триконами (1-й, 5-й и 9-й бхавами), являются функционально благотворными для данной Лагны. Поскольку Трикона-бхавы являются бхавами [домами] Лакшми, они отвечают за процветание и соответствуют Агни-трикону - трикону Дхармы.

Грахи, управляющие Кендрами (4-й, 7-й и 10-й бхавами), являются функционально нейтральными для данной Лагны. Более того, если естественно благотворная граха управляет только двумя Кендра-бхавами, то она становится функционально неблаготворной грахой. Такая неблаготворность грахи называется Кендрадхи-патйа-Доша.

Грахи, управляющие Тришадайа-бхавами (3-й, 6-й и 11-й бхавами), являются функционально пагубными для данной Лагны. Они в основном дают неблаготворные результаты.

Грахи, управляющие оставшимися тремя бхавами - Парашрайа-хавами (2-й, 8-й и 12-й бхавами), - являются функционально зависимыми (несвободными в результатах) для данной Лагны. Граха не получает какую-либо функциональность вследствие правления над Парашрайа-бхавой, и её функциональность зависит от ее второго раши [знака], либо от её соединения с другими грахами (особенно в случае Сурьи и Чандры, поскольку они управляют только одним раши).

Функциональную природу грах для каждой Лагны можно свести в таблицу:

Функциональная благотворность грах для различных Лагна-рaши

Лагна Функционально благотворные грахи Функционально пагубные грахи Кендрадхи-патйа Доша
1 Меша Gu (9,12) Sy (5) Sa (10,11) Bu (3,6) Sk (2,7)  
2 Вришабха Sa (9,10) Sy (4) Bu(2,5) Gu (8,11) Sk (1,6) Ch (3)  
3 Митхуна Sk (5,12) Ma (6,11) Gu (7,10) Sy (3) Gu (7,10)
4 Карка Ma (5,10) Gu (6,9) Ch (1) Sk (4,11) Bu (12,3)  
5 Симха Ma (4,9) Gu (5,8) Sy (1) Bu (2,11) Sk (3,10) Sa (6,7)  
6 Канйа Bu (1,10) Sk (2,9) Ma (3,8) Gu (4,7) Ch (11) Gu (7,4)
7 Тула Sa (4,5) Bu (9,12) Sk(1,8) Gu (3,6) Sy (11) Ma (2,7)  
8 Вришчика Gu (2,5) Ch (9) Ma(1,6) Sk (7,12) Bu (8,11) Sa (3,4)  
9 Дхану Ma (5,12) Sy (9) Gu(1,4) Sk (6,11) Bu (7,10)
10 Макара Sk (5,10) Bu (6,9) Ma (4,11) Gu (3,12) Ch (7)  
11 Кумбха Sk (4,9) Sa (1,12) Bu (5,8) Gu (2,11) Ch (6) Ma (3,10)  
12 Мuна Ma (2,9) Ch (5) Sa (11,12) Sk (3,8) Sy (6) Bu (4,7) Bu (4,7)


Брихат-Парашара-Хора-Шастра

Глава 36 : Шлоки 2-7

Естественно благотворные грахи не дают благоприятные результаты, когда они являются правителями Кендра-бхaв, а естественно пагубные грахи в таком расположении не дают неблагоприятные результаты; в то время как правители Трикона-бхaв (либо благотворные, либо пагубные грахи) всегда дают благоприятные результаты. Правитель Лагны особенно благоприятен, поскольку бхава Лагны является и Кендрой, и Триконой. Все грахи, управляющие Тришадайа-бхaвами (3-й, 6-й и 11-й бхавами), дают неблагоприятные результаты. Правители 12-й, 2-й и 8-й бхав дают результаты согласно их соединениям (с благотворной или пагубной грахой) и дают результаты согласно их второй бхаве (бхава, в которой находится их второй раши). Бхавы в этой группе более сильны в своих негативных качествах в возрастающем порядке. Из них правитель 8-й бхавы, поскольку он управляет 12-й бхавой от 9-й бхавы, является самым неблагоприятным, а если он также одновременно является правителем 3-й, 6-й или 11-й бхавы, то он становится ещё более неблагоприятным; в тоже время если он является правителем Трикона (1-й, 5-й или 9-й бхавы), то он даже становится благоприятным в своих результатах.

Комментарии пандита Гириша Чанда Шармы к шлокам 2-7:

Естественно благотворные грахи [планеты], такие как Гуру [Юпитер], Шукра [Венера], Будха [Меркурий] и полная Чандра [Луна], не приносят благоприятные результаты просто на основании того, что они являются правителями Кендра-бхaв. Если естественно благотворные грахи обладают только тем положительным качеством, что они являются благотворными, и управляют Кендрой, то это не дает благоприятные результаты. И наоборот, естественно пагубные грахи - Мангала [Марс], Шани [Сатурн] и Кшuна-Чандра [ущербная Луна] и остальные - не способны дать неблагоприятные результаты просто вследствие правления Кендра-бхaвами. Но и естественно благотворные, и естественно пагубные грахи обладают общим свойством: они дают только благоприятные результаты, если они являются правителями Триконов.

Лагна является Бхавой [домом], которая считается и Кендрой, и Триконой. Она является одновременно Кендрой и Триконой. Поэтому правитель Лагны всегда дает благоприятные результаты в любом случае - благотворный ли он или пагубный; и его результаты особенно значительны и выражены. Из этого следует, что если граха становится правителем Кендры и в то же самое время она также становится правителем Лагны, то она будет всегда давать хорошие результаты. Поэтому при Лагнах Митхуна [Близнецы] или Канйа [Дева] Будха, являясь правителем соответственно 4-й или 10-й бхавы, становится правителем Кендры, но он не теряет свою благотворную природу. Но при этих обоих Лагнах Гуру будет правителем двух Кендр и, следовательно, он потеряет свою благотворную природу; он будет рассматриваться как испорченный Кендрадхипатйа-Дошей [дефектом из-за правления Кендрами]. Будха попадает в ту же самую ситуацию в случае, если Лагной является Дхану [Стрелец] или Мина [Рыбы].

Правитель 3-й, 6-й или 11-й бхавы называется 'Тришадайа-дхиша' (поскольку эти бхавы - 3-я, 6-я или 11-я - называются 'Тришадайа'). Если граха управляет любой из этих бхав, она дает неблагоприятные результаты.

Правители 12-й, 2-й или 8-й бхавы не свободны давать результаты. Они дают результаты той грахи, с которой они связаны (в соединении). Если они не связаны ни с какой грахой, то они дают результат той другой бхавы, в которую попадает их второй раши [знак]. Правители бхав, перечисленные в вышеупомянутой последовательности, обладают способность приносить неблагоприятные результаты в возрастающем порядке; то есть, например, способность правителя 2-й бхавы больше чем правителя 12-й, а самая большая - у правителя 8-й бхавы. Таким образом, правитель 8-й бхавы обладает наибольшей способностью давать неблагоприятные результаты.

Считается, что результаты любой бхавы [дома] разрушает бхава, являющаяся 12-й от нее. Дхарма [предназначение, судьба] является самым важным в человеческой жизни. Как правило, все люди кроме йогов совершают действия, желая получить результаты; и человек получит результаты, если в его судьбе написано, что он должен достичь этих результатов (то есть если ему предназначено получить их). Поэтому 9-я бхава является самой важной бхавой. 12-й от 9-й бхавы будет бхава, которая разрушает судьбу, предназначение - Дхарму. 12-й от 9-й бхавы является 8-я бхава. Следовательно, правитель 8-й бхавы всегда дает неблагоприятные результаты. Если правитель 8-й бхавы становится также Тришадай-дхишей, тогда такой правитель 8-й бхавы будет наделен чрезвычайно пагубной природой. Поэтому для рожденных с Лагной Вришчики [Скорпиона] правителем 8-й бхавы является Будха [Меркурий] и он также является правителем 11-й бхавы для этой Лагны. Поэтому Будха является наиболее пагубной грахой для рожденного с такой Лагной.

Бхавы в каждой группе являются более сильными в возрастающем порядке, самая сильная бхава в карте рождения будет препятствовать результатам менее сильной бхавы и проявит свои собственные результаты.

Так при Лагне Дхану [Стрельца] Шани [Сатурн] будет правителем 2-й и 3-й бхав. Являясь правителем 2-й бхавы, он принесет результаты 3-й бхавы, потому что правитель 2-й бхавы дает результаты своего второго раши. При этой же Лагне Шукра [Венера] станет правителем 6-й и 11-й бхав. В этой группе бхав (3-я, 6-я, 11-я) среди бхав, перечисленных в возрастающем порядке, правитель 11-й бхавы будет самый сильным. Поэтому Шукра станет препятствовать результатам Шани и принесет свои собственные результаты.

Можно систематизировать бхавы следующим образом, согласно силе их результатов.

Порядок бхав в группе (по возрастанию силы бхав)
1 Кендра 1-4-7-10
2 Трикон 1-5-9
3 Тришадайа 3-6-11
4 Парашрайа 12-2-8
В каждом типе бхавы будут более сильными в возрастающем порядке. Самой сильной в соответствующих группах будет 10-я, 9-я, 11-я и 8-я бхава.


Поскольку мы знаем качества самих бхав [домов] и знаем то, какое влияние оказывает правление грахи над бхавами, мы можем систематизировать классификацию бхав на группы.

Группы бхав [домов] делятся на два основных класса:

  1. Группы бхав, которые изучаются при положении грахи в бхаве.
  2. Группы бхав, которые изучаются при правлении грахи над бхавой.

Первые группы бхав в основном влияют на силу грахи (например, граха в Триконе или Кендре становится сильной, а в Дустхане - слабой). Вторые группы бхав в основном влияют на функциональную благотворность грахи (например, граха в Триконе становится функционально благотворной, в Кендре - функционально нейтральной, в Тришадайа - функционально неблаготворной).

Группы бхав, оказывающие влияние на грахи вследствие положения грах в них

Группа Бхавы Влияние грахи на бхаву и влияние бхавы на граху в результате положение в бхаве
Влияние грахи на бхаву Влияние бхавы на граху
Естественно благотворная граха Естественно неблаготворная граха
Трикона-бхaвы 5, 9 Позитивное Негативное Положительное
Кендра-бхaвы 1, 4, 7, 10 Позитивное Негативное Положительное
Упачайа-бхaвы 3, 6, 10, 11 Позитивное Позитивное Положительное
Трик-бхaвы 6, 8, 12 Позитивное Позитивное Отрицательное
Марака-бхaвы 2, 7 Марака-граха

Группы бхав, оказывающие влияние на грахи вследствие правления грах над ними

Группа Бхавы Влияние на граху, которая управляет бхавой
(функциональная природа грахи)
Трикона-бхaвы 5, 9 Благотворное
Кендра-бхaвы 1, 4, 7, 10 Нейтральное
Парашрайа-бхaвы 12, 2, 8 Зависимое (соединение или второй раши)
Тришадайа-бхaвы 3, 6, 11 Неблаготворное


Автор: Антон Кузнецов
Джйотиш -- Ведическая Астрология

Уроки Джйотиш -- Ведическая Астрология