Джйотиш -- Ведическая астрология

Выпуск # 20

Джйотиш - это Ведическая наука астрологии и астрономии. Джйотиш имеет древнейшую историю и основан на Ведической традиции знаний. Это делает Джйотиш совершенной системой астрологии. Джйотиш также тесно связан со Стхапатья-Ведой -- Ведической архитектурой и c Аюрведой -- Ведической наукой о здоровье.


В данном выпуске # 20 рассылки "Джйотиш -- Ведическая Астрология" :


1. Раши — знак сидерического зодиака

'Раши' на Санскрите означает "скопление", "совокупность". Раши - это характерная совокупность звезд или, другими словами, созвездие. Раши - это то, что называется "знаком" ("знаком Зодиака") в западной астрологии. Раши является скоплением звезд зодиака, то есть созвездием, расположенным вдоль эклиптики. Зодиак делится на 12 раши, поэтому протяженность одного раши составляет 30 градусов.

Эклиптика - это видимый путь движения Солнца на фоне звезд. Зодиак - это пояс на небесной сфере, простирающийся приблизительно на 8 градусов по обе стороны от эклиптики. Зодиак на Санскрите называется 'Бха-чакра'. Зодиак кажется вращающимся вокруг Земли с Востока на Запад (один оборот за сутки); это вызвано вращением Земли вокруг своей оси.

Грахи [планеты] движутся через раши и в любой момент каждая граха находится в определенном раши в определенном градусе. Когда в Джйотише упоминается раши вообще, то, вероятно, подразумевается раши Чандры [Луны]. То есть термин 'раши' означает сразу два понятия: 1) созвездие, составляющее одну двенадцатую часть эклиптики и 2) созвездие, в котором находится Чандра. Поэтому когда в Джйотише задается вопрос "какой твой раши?", то имеется в виду "в каком раши была Чандра во время твоего рождения?". (Кстати, то же самое относится к накшатре.)

Поэтому раши Чандры считается таким же важным как Лагна - асцендент. Более того, транзиты грах - прохождение планет через раши - рассматривается по отношению к Чандра-раши конкретного человека. Чандра является "второй Лагной" и называется 'Чандра-Лагна'. Если хотят сказать о восходящем раши - асценденте, то говорят 'Лагна-раши' или 'Лагна'.

Следовательно, если где-то встретилось слово 'раши', то возможно подразумевается раши Чандры, особенно если это упоминается в индийской газете или журнале в разделе прогнозов на основе Ведической Астрологии.

Имена 12 раши приведены в таблице. В ней же даны градусы зодиака (местоположение раши на эклиптике), символ раши, части тела Кала-Пуруши (соответствие раши в физиологии), и правитель раши (граха, которая управляет раши).

номер и имя  градусы    символ              части тела          правитель
раши         эклиптики  раши                Кала-Пуруши         раши
===========  =========  ==================  ==================  =========
1  Меша        0 - 30   баран               голова              Мангала
2  Вришабха   30 - 60   буйвол              лицо и шея          Шукра
3  Митхуна    60 - 90   двое людей          руки, плечи         Буддха
4  Карка      90 - 120  краб                сердце, грудь       Чандра
5  Симха     120 - 150  лев                 живот               Сурйа
6  Канья     150 - 180  девочка             спина               Буддха
7  Туула     180 - 210  человек с весами    область ниже пупка  Шукра
8  Вришчика  210 - 240  скорпион            половые органы      Мангала
9  Дхану     240 - 270  человек с луком     бёдра               Гуру
10 Макара    270 - 300  крокодил            колени              Шани
11 Кумбха    300 - 330  человек с кувшином  икры, лодыжки       Шани
12 Миина     330 - 360  две рыбы            ступни              Гуру

Зодиак символически представляет собой тело Бога Времени -- Кала-Пуруши. Кала-Пуруша - это воплощение времени; время, не имеющее начала и конца, отождествляется с Богом - высочайшей силой во вселенной. Поэтому эклиптика мифологически называется 'Сударшана-Чакра' - "большое сияющее колесо". Раши соответствуют частям тела, представляя собой тело Кала-Пуруши. Это отражено ведическим выражением 'Йат пиндэ тат брахмандэ' - "Вселенная отражена в человеческом теле", "каков макрокосм, таков и микрокосм", "что вверху, то и внизу".

Если раши занят и аспектирован неблаготворной грахой, то есть вероятность заболевания соответствующей части тела возрастает. И наоборот, если раши занят и аспектирован благотворной грахой, то, скорее всего данная часть тела будет здоровой и сильной. Кроме того, надо учитывать правителя раши, соответствующие бхавы [дома] и другие факторы.

Раши классифицируются как живущие 1) в лесах, 2) в деревнях (поселках, городах), 3) в воде, 4) на земле, 5) на холмах. Если раши указывает на приобретение или прибыль, то это будет получено от чего-то, связанного с лесами, деревнями, водой и так далее. Если раши показывает вред, убыток, потерю, смерть и тому подобное, то источник этого вреда будет соответствовать характеристиками раши. В Прашна-Джйотише потерянная (украденная, разрушенная) собственность определяется на основании характеристик раши, особенно на основе Лагны - восходящего раши.

Каждый раши обладает цветом. Цвет используется в Прашна-Джйотише для определения цвета потерянной вещи и так далее или для определения цвета лица жены или мужа по 7-й бхаве [дому], при этом надо учитывать влияющие грахи и карту Навамши.

Раши соответствуют Варнам. Если раши показывать приобретения или доход, то они будут связаны с людьми данной Варны. Если раши указывать на вражду (например, в 6-й бхаве), то вражда будет с людьми этой Варны, но необходимо также учитывать грахи, которые занимают или аспектируют бхаву.

Раши делятся на "Мужские" и "Женские". Мужские раши доминирующие, активные, энергичные, агрессивные, а женские - мягкие, спокойные, пассивные, инертные. Если Лагна и грахи находятся в мужских раши (особенно если Лагна и Чандра), то человек будет в большей степени активным, деятельным, инициативным, предприимчивым, энергичным, настойчивым и властным; наоборот если они занимают женские раши, то человек вероятно будет более пассивным, инертным, послушным, приспосабливающимся и уступчивым, например, у женщины будет мужской темперамент, смелость. Но надо также проанализировать другие бхавы [дома].

Благотворные Гуру и Шукра увеличивают благоприятность женских, спокойных раши, а в мужских, нечетных раши смягчают их энергичность и агрессивность. Наоборот, Мангала или Шани в женских, мягких раши проявляют себя и раши становятся не такими послушными и мягкими. То, на что указывают мужские раши, становится грубым, шероховатым, суровым, жестким, в то время как результаты женских раши - мягкие, гладкие и плавные. Люди мужских раши обладают выносливостью, стойкостью и смелостью; женские раши делают людей непостоянными, неустойчивыми, например женщина обретает утонченные женские качества. Если много грах в мужских раши, то человек будет храбрый, стремительный, энергичный и сильный, если в женских, то результат будет противоположным.

Раши образуют три группы: подвижные ('Чара'), неподвижные ('Стхира') и двойственные ('Двишвабхава'). Путешествие и работа, начатые в подвижном Лагна-раши, завершатся быстро; в то время как переезд в дом или занятие должности следует начинать с неподвижного Лагна-раши для долговременных результатов. Если в Джанма-Кундали Лагна и правитель Лагны занимают подвижный раши, то человек любит прогуливаться и путешествовать; если они в неподвижных раши, то у человека будут малоподвижные привычки и сидячий образ жизни.

Каждому раши соответствует одно из 4 направлений: Восток, Север, Запад и Юг. Если раши указывает на удачу или приобретение, то это придет с соответствующего направления. Если раши слабый или поврежден неблаготворными грахами или занимает неблагоприятное место в Джанма- Кундали, то человека возможно ждут страдания, болезни или проблемы, когда он направляется в направление, связанное с раши, или занимается бизнесом в этом направлении или тому подобное. Когда в начале путешествия Лагна или Чандра занимают раши этого направления, то путешествие будет успешным и плодотворным. Если Лагна или Чандра слева, то путешествие будет ненужной тратой денег, если сзади, то путешествие будет неуспешным. Если Лагна или Чандра справа, то будут в некоторой степени хорошие результаты.

Раши делятся на короткие, средние и длинные. Как уже было сказано, раши соответствуют частям тела - органам Кала-Пуруши. Точно также бхавы [дома] соответствуют частям тела. Если бхаву занимает короткий раши и правитель бхавы тоже расположен в коротком раши, то часть тела этой бхавы будет короткой. Если бхава и ее правитель находятся в длинном раши, то часть тела, соответствующая бхаве, будет длинной, аналогично для средних раши. Необходимо также учесть грахи, занимающие эти раши; более того, грахи дают влияние в виде доши или комбинации дош. Если в Прашна-Джйотише восходит короткий раши, то вещь находится на коротком расстоянии; если средний раши, то предмет удален на среднее расстояние и если восходит длинный раши, то она находится далеко.

Раши с Симхи до Макары считаются солнечными, а раши с Карки до Кумбхи - лунными. Люди, у которых все грахи находятся в солнечном секторе, являются мужественными, смелыми, героическими, в то время как люди, рожденные с грахами в лунном секторе, являются мягкими и спокойными и предпочитают наслаждаться жизнью не рискуя.


Автор: Антон Кузнецов
Джйотиш -- Ведическая Астрология

Уроки Джйотиш -- Ведическая Астрология