Джйотиш - Ведическая астрология

Выпуск # 14

Джйотиш - это Ведическая наука астрологии и астрономии. Джйотиш имеет древнейшую историю и основан на Ведической традиции знаний. Это делает Джйотиш совершенной системой астрологии. Джйотиш также тесно связан со Стхапатйа-Ведой, [Ведической архитектурой] и c Аюрведой [Ведической наукой о здоровье].


В данном выпуске # 14 рассылки "Джйотиш - Ведическая Астрология" :


1. Роль и этика ведического астролога

Ведический астролог помогает человеку выйти выход водоворота невежества эпохи Кали-Юга (века невежества) и дает знание, которое освещает путь людей к самореализации. Тот, кто обладает знанием и способностью различать между эволюционным и неэволюционным, между "Я" и эго, помогает другим делать тоже самое, показывая что есть Саттва - что есть добродетель. Истинный джйотиши (ведический астролог) ведет Атму ("душу") человека к Абсолюту ("к Богу"), он дает советы тем, кто нуждется его помощи, и его советы основаны на знании Законов природы.

Правильное применение Джйотиша (Ведической астрологии) уменьшает самый большой страх людей - неопределенность, неуверенность, беспокойство о будущем. Джйотиш помогает уверенно плыть через сбивающие с толку волны неизвестности, осознавать наше предназначение и наше вечное истинное "Я".

Ведического астролога можно назвать навигатором или проводником по волнам времени. Он учит нас, что время не является нейтральным или бесцветным, время обладает различными качествами, у времени есть вихри и затишья, оно убывает и прибывает.

Ведический астролог должен обладать высокими этическими и духовными качествами. Традиционные пандиты [эксперты] Джйотиша живут священных местах, никогда не покидают своего места жительства и не путешествуют чтобы давать консультации (люди сами должны приходить к ним), они не берут деньги (только принимают подношения или дары), принимают любого человека (и богатого, и нищего), дают предсказания только днем и обучают только тех учеников, которые долго находятся рядом с ними. Никто не может помочь так, как хороший Джйотиши, за исключением хорошего духовного Гуру.

Чтобы правильно применять эту науку ведический астролог должен обладать саттвическими качествами, благодаря которым он будет всегда действовать спонтанно правильно. Он должен быть духовным, добродетельным человеком, всегда искать знание Джйотиша и стремиться познанию Абсолюта ("познанию Бога").

Махариши Парашара в книге Брихат-Парашара-Хора-Шастра сказал: "Обучаться этой науке Астрологии должны только те ученики, которые достойны и миролюбивы (спокойны), которые почитают наставников и старших, которые говорят только правду и которые почитают Бога. Только тогда будет благо. Обучать этой науке нельзя нежелающих учеников, скептиков, неверующих, коварных и хитрых людей". (Брихат-Парашара-Хора-Шастра, глава 1, шлоки [строфы] 7-8).

Знание Джйотиша должно быть получено только через традицию Парампара -- традицию преемственности, когда ученик получает знание от учителя из традиции. Поэтому первое и главное условие для джйотиши (ведического астролога) - это быть принятым учеником у знающего, мудрого и чистого учителя, который получил эту науку по непрерывной традиции наследования знания -- Гуру-парампара -- и овладел ею.

"Это знание никогда не должно быть передано завистливому человеку, клеветнику, глупому, высокомерному или неизвестному человеку. Этой высочайшей и праведной Шастре [науке] следует обучать скромных, преданных, правдивых, умных (понятливых), послушных, известных людей. (...) Человек, знающий предмет Хора-Шастры [предсказательной астрологии] должен быть правдивым и способным сдерживать свои чувства. Благоприятные и неблагоприятные предсказания такого человека станут правдой." (Брихат-Парашара-Хора-Шастра, гл.100, шлоки 3-6).

Вараха-Михира в Брихат-Самхите указал следующие "профессиональные" качества астролога: "Добродетели астролога следующие: Он должен быть чистым, знающим свое дело, смелым (энергичным), красноречивым, обладающим талантом и находчивостью, знающим время и пространство, искренним, не робким на собраниях (выступлениях), неодолеваемый учениками, должен быть экспертом, свободным от пороков <безнравственности>, знающим выполнение церемоний, должен почитать Бога, соблюдать Тапас (аскетизм) и пост, обладать большой силой благодаря достижениям в своем научном знании, быть способным ответить на вопросы других и советовать корректирующие средства для решения проблем." (Брихат-Самхита, глава 1).

Пандит Харихара -- автор книги Прашна-Марга -- сказал: "Тот человек, который овладел этой наукой, который обладает хорошим знанием математики, который ведет духовную жизнь, который правдив, который свободен от тщеславия, который хорошо знает Веды и мантры, только такой человек может быть назван 'Даиваджна' -- провидцем, тем, кто видит. Все предсказания, сделанные таким человеком, станут правдой и никогда не будут ошибочными". (Прашна-Марга, том 1, стр.9-13).

Поскольку Джйотиш является ведической наукой, то его знание должно передаваться по ведической традиции Парампара: "Постарайся познать истину обратившись к духовному учителю. Спроси его покорно и окажи ему службу. Самореализованные души могут передать знание тебе, потому что они познали истину."

2. Джйотиш и западная астрология

Можно сказать, Джйотиш является более сложной системой чем западная астрология, поскольку он используют намного больше карт (дробные карты), расчетов и методов предсказаний (различные системы Даш и так далее). Полная распечатка различных карт и периодов жизни по разным системам может составлять 10 или 20 страниц.

Обе системы используют 12 знаков (12 раши), но они определяют границы знаков по-разному, начиная отсчет от различных точек Эклиптики. Западная астрология --тропическая (использующая тропический Зодиак) -- отражает временную, или сезонную модель. Она устанавливает начало Овна (начало Зодиака) в точке весеннего равноденствия. Джйотиш -- сидерический, или звездный (использующий сидерический Зодиак) -- отражает пространственную, или звездную модель. Он устанавливает начало Меши [Овна] -- начало Зодиака -- в точке, соответствующей установленной неподвижной звезде в начале этого созвездия. Из- за Прецессии (движения) равноденствий Земля постепенно отклоняется назад в своей ориентации, то есть точки равноденствий медленно движутся назад по Зодиаку. Сидерический (неподвижный) и тропический (подвижный) Зодиаки совпадали приблизительно в 300 году нашей эры и сейчас расходятся на приблизительно 23-24 градуса. Эта разница между двумя Зодиаками называется Айанамша. Айанамша сдвигает карту рождения на ~24 градуса между Джйотишем и западной астрологией. Поэтому если сравнить карты в обоих системах, то положение большинства планет будет в разных знаках (и следовательно в разных домах).

Помимо деления Зодиака на 12 частей -- 12 знаков (12 раши) -- Джйотиш использует дополнительное 27-кратное деление Зодиака на накшатры -- лунные созвездия. Луна проходит одну из 27 накшатр за один день, а весь Зодиак - за 27 дней. Западная астрология изучает характерные черты личности по знаку Солнца (так называемый "мой знак Зодиака"), в то время как Джйотиш объясняет черты человека в основном по накшатре Луны во время рождения ("звезда рождения" -- 'Джанма-накшатра'), а также по Лагне и по знаку Луны ("знак рождения" -- 'Джанма-раши'). В том числе по накшатре Луны определяется первый слог имени, которое будет дано рожденному, и многие другие астрологические предсказания. В Джйотише использование накшатр является очень важным (наравне с использованием знаков).

Обе системы используют семь "планет" -- семь грах: Солнце (Сурйа), Луна (Чандра), Марс (Мангала), Меркурий (Буддха), Юпитер (Гуру), Венера (Шукра) и Сатурн (Шани). Джйотиш в значительный степени использует еще две грахи Раху и Кету -- северный и южный лунные узлы. Джйотиш не использует транссатурновые планеты -- Уран, Нептун и Плутон, -- а также астероиды, отдельные звезды и так далее.

Обе системы используют двенадцать домов -- двенадцать бхав, но есть важное различие в расчетах: Джйотиш считает вершину дома его началом, а западная астрология считает вершину дома его серединой. Это показывает половину планет в разных домах. Более того, Джйотиш рисует карту рождения так, что границы дома совпадают с границами знака, в западной астрологии границы знаков и домов различны.

Джйотиш имеет много различных систем периодов планет -- систем Даш. Наиболее распространенной является Вимшоттари-Даша - 120-летний цикл девяти планет (грах), основанный на Джанма-накшатре (накшатре Луны во время рождения). Также в Джйотише есть различные системы периодов знаков, когда периодами жизни человека управляют не планеты, а знаки. В обоих случаях каждый из периодов управляется определенной планетой или знаком, которые приводят в действие потенциал, заложенный в карте рождения. Всего известно около пятидесяти разных систем периодов (планет или знаков). Они позволяют Джйотишу достичь высокой точности в предсказании событий в жизни человека, особенно времени их возникновения. Системы периодов отсутствуют в западной астрологии.

Из-за того, что Джйотиш известен своей точностью определения времени событий, некоторые думают, что ведические астрологи являются медиумами, но на самом деле они все видят на основе логического анализа карты рождения и практического опыта. Некоторые считают, что западная астрология более духовна из-за ее психологического подхода, но западная астрология вынуждена исследовать в основном психологию человека из-за отсутствия большого количества методов расчета времени событий и времени проявления указаний карты рождения.

Джйотиш использует "дробные карты" или "гармонические карты" - Варги (Амши), когда знак делится на части и в результате составляется дробная карта в зависимости от того, в какой части знака находится планета. Варги представляют деление Зодиака (Эклиптики) не на 12 частей, а на 24, 36, 48, 60 частей и так далее. Они сосредоточивают внимание на конкретных сферах жизни человека и позволяют дать более точное предсказание в этой сфере. Всего может быть построено до 60 Варг. Западная астрология не знает о Варгах -- дробных картах.

Джйотиш и западная астрология используют различные аспекты планет -- "взгляды" планет. Аспект в астрологии означает влияние одного объекта на другой ("одна планета смотрит на другую"), то есть как бы влияние передается на расстояние. В Джйотише разные планеты "дают" разные аспекты, в западной астрологии аспекты всех планет одинаковые. В Джйотише аспекты несимметричные (то есть аспект на 90 градусов вперед от планеты не такой, как аспект на 90 градусов назад от планеты), в западной астрологии аспекты симметричные. В западной астрологии существует много аспектов и они рассчитываются на основе градусов планет, в Джйотише аспектов не так много и они рассчитываются на основе домов планет ("планета в доме смотрит на все планеты в другом доме и на знак этого дома"). В западной астрологии сами аспекты могут быть хорошими и плохими, в Джйотише планеты считаются благотворными и неблаготворными, но не их аспекты.

В западной астрологии нет аспектов знаков, в Джйотише наряду с аспектами планет есть аспекты раши [знаков], которые используются в отдельных техниках интерпретации вместо аспектов планет.

Самое ранее христианство быстро отвергло астрологию, поскольку боролось с языческими мировоззрениями, хотя даже рождение Христа было предсказано и отмечено восхождением звезды, что является одним из разделов астрологии -- астрология знамений. Астрология была осуждена в 4 веке Св.Августином как противоречащая христианской вере, что нарушило традицию западной астрологии и, самое главное, было утеряна духовная основа астрологии, она была оторвана от понимания закона причин и следствий -- закона Кармы. В 12 веке западная астрология переориентировалась в психологическое и гуманистическое направление. Такая история западной астрологии делает Джйотиш и западную астрологии совершенно различными, даже далеко за пределами вариаций в расчетах или использовании планет или знаков.

Джйотиш прошел проверку временем, сохранил свою целостность и точность и продолжает нести пользу людям. Как Йога, Аюрведа, Стхапатйа-Веда и другие ведические науки Джйотиш является частью наследия человечества. Пока современная наука до сих пор ищет единство в виде единого поля, которое многие ученые находят как поле сознания, Джйотиш уже показывает как это поле работает на всем протяжении движения времени и на основе предназначения человека.

3. Аянамша (Аянамса)

Одним из важных отличий Ведической астрологии от Западной астрологии является, как было сказано выше, использование неподвижного (сидерического) Зодиака, в то время как Западная астрология использует движущийся (тропический) Зодиак.

Из-за постоянного изменения наклона оси (из-за вращения оси) Земли в пространстве такой Зодиак, который рассчитывается по относительному расположению между Солнцем и Землей, становится движущимся со скоростью немного меньшей чем 1 градус (~46 минут) в год. В настоящее время движущийся (тропический) Зодиак сдвинут относительно неподвижного (реального, то есть основанного на звездах) Зодиака на приблизительно на 23 градуса, что составляет почти целый знак Зодиака (раши).

Ведическая астрология является сидерической астрологией или "звездной астрологией". Это означает , что Джйотиш использует подлинный (сидерический) Зодиак для отсчета раши [знаков], в которых расположены грахи [планеты] и бхавы [дома].

Знаки планет очень важны в астрологии. Поскольку эти две системы имеют расхождение друг от друга почти на целый знак, то даже самый "популярный" знак (знак Солнца), на основе которого пишут "гороскопы" в газетах и журналах, будет сдвинут на один знак назад, если карта будет пересчитана для Ведической астрологии. (Раши [знак] равен 30 градусам по долготе. 12 знаков, умноженные на 30 градусов, составляют 360-градусную окружность вокруг Земли - Эклиптику).

В сидерической (звездной) системе, или Hирайана-системе окружностью для расчета является "неподвижная" Эклиптика. В тропической системе считается, весеннее равноденствие происходит, когда Солнце находится в первой точке знака Овна (0 градусов Овна). Эта точка является исходной, или базисной точкой Зодиака для нахождения положений небесных тел. То есть, для измерения небесных (астрономических) долгот в тропической системе точка весеннего равноденствия (которая является одной из двух точек пересечения Эклиптики и Экватора) была принята в качестве начальной точки. Точка весеннего равноденствия не является неподвижной относительно положения звезд, она всегда перемещается назад (в западном направлении) по небу относительно звезд вследствие прецессии равноденствий с скоростью от 40 до 50 минут в год, совершая полный оборот по Эклиптике приблизительно за 26000 лет. Долгота, измеренная по этой системе, называется "тропической долготой" или "Сайана- долготой".

Однако в сидерической (звездной) системе, или системе Ведической Астрологии для того, чтобы стабилизировать Зодиак (то есть сделать его неподвижным), определенная точка на Эклиптике была принята за начало и это сделало систему неизменной; эта точка отсчета на Эклиптике неподвижна относительно неподвижных звезд, положения которых в небе фиксированы. "Hирайана-долгота" звезд является постоянной и раши (знаки "ведического Зодиака") всегда содержат те же самые (!) звезды или группы звезд внутри своих границ.

В этой системе долгота небесных объектов измеряется относительно неподвижной точки на Эклиптике, расположенной среди звезд. Расстояние между этой неподвижной начальной точкой и подвижной точкой весеннего равноденствия называется Айанамшей (Айанамсой). Другими словами, Аянамша (Аянамса) - это разница между точками отсчета двух систем. Долгота, измеренная от исходной точки сидерической системы, называется сидерической (звездной) долготой, или "Hирайана-долготой".

Движение точек пересечения Эклиптики (видимого пути Солнца) с Hебесным Экватором называется Прецессией равноденствий. Другими словами, Прецессия - это движение точек равноденствия по эклиптике. Есть много гипотез о моменте времени, когда движущийся Зодиак совпадал с неподвижным Зодиаком. Много опытных астрономов и астрологов уделяли значительное внимание этому вопросу и получили различные результаты. И сейчас почти каждый астролог или астроном имеет свое собственное мнение о дате, когда оба Зодиака совпадали.

В вопросе измерения Прецессии равноденствий есть две величины, которые необходимо установить: во-первых, скорость Прецессии, и, во-вторых, дату Прецессии (дату совпадения неподвижного и движущегося Зодиаков). Существует много различных мнений об этом.

Согласно Ведическим Сиддхантам скорость Прецессии равноденствий определена разными авторами следующей:

Арйабхатта       46.3"
Парашара         46.5"
Вараха-Михира    50.0"
Сурйа-Сиддханта  54.0"
Вриддха Васишта  54.0"

Дата Прецессии, установленная различными авторитетными авторами:

Сирил Фэйган   213 год н.э.
Лахири         285 год н.э.
П.Ч.Рэй        319 год н.э.
Б.В.Раман      397 год н.э.
Сефариал       498 год н.э.
Викрам Сакха    56 год н.э.

Резюме: В Джйотише считается, что Айанамша Лахири наиболее близка к истине, хотя иногда она совсем точна, возможно из-за того, что скорость Прецессии может быть непостоянной. Значение реальной Айанамши находится между Айанамшами Лахири и Рамана. Вероятно великий джйотиши доктор Б.В.Раман использовал различные Айанамша, поскольку построенные им карты иногда не соответствуют ни его обычной Айанамша, ни Айанамша Лихари. Начинающим рекомендуется использовать Айанамшу Лахири.

4. Духовность Джйотиша

Хотя очевидно, что Джйотиш и западная астрология совершенно различны, есть еще одна очень важная особенность Джйотиша, которая делает его духовной астрологией. Как было сказано, что главная цель Джйотиша - это помочь Атме ("душе") идти по пути просветления к Мокше (окончательному освобождению). Западная астрология ничего не может сделать в этом отношении, поэтому ее приходится больше заниматься психологией личности и даже психоанализом, но Джйотиш стремится сделать жизнь человека духовной, конечно, если человек этого хочет сам.

Наука учит, что человек эволюционирует, развивается. Любая религия говорит об этом же в своих понятиях. Джйотиш тоже показывает эволюцию человека от его текущего состояния к Мокше (просветлению). Характеристики 12 домов (12 бхав Джйотиша) отражают эволюцию человека и не могло быть иначе, поскольку Джйотиш обладает духовной основой.

12 Бхав в Джйотише [домов Ведической астрологии]

Первым событием в жизни человека является его рождение (обретение физического тела) - 1-я бхава.

Первое, что необходимо после рождения, это питание - 2-я бхава (пища является лучшим проявлением богатства - опять же 2-я бхава).

Затем необходим труд (физическая сила), работа руками и помощь в работе (например, от братьев) - 3-я бхава.

Труд должен давать положительные эмоции и быть квалифицированным; эмоции и образование - это 4-я бхава.

Для труда не достаточно только образования, еще нужны приобретенные знания и интеллект - 5-я бхава.

Обладая силой, образованием, знаниями направления деятельности, все еще можно потерпеть неудачу на пути эволюции, если не знать препятствий и трудностей на этом пути - 6-я бхава.

Получив здоровье, питание, силу для труда, образование, интеллект и опыт препятствий, противодействий и вражды в жизни, человека все еще может постичь неудача, пока он не работает в сотрудничестве и взаимодействии со своими партнерами в жизни;партнерство, партнеры по браку, бизнесу и все остальные - это7-я бхава.

Теперь человек обладает всем для успешного движения по пути эволюции, но достигнет ли он цели, если у него недостаточно времени для этого? Поэтому долголетие и его противоположность -- смерть -- должны быть благоприятны для человека - 8-я бхава.

Затем человек в движении по пути эволюции должен следовать Дхарме -- своему предназначению, -- тогда он получит поддержку Природы, удачу - 9-я бхава.

Следуя Дхарме человек должен зарабатывать заслуги посредством своих действий, поступков и дел (своей "кармы") - 10-я бхава.

Благодаря своей карме -- своим действиям, поступкам и делам -- человек получает развитие, движение вперед, успехи, достижения, приобретения, исполнение устремлений - 11-я бхава.

Достигнув этого этапа человек находится на самом пороге Мокши (освобождения) -- кульминационной фазы эволюции человеческой жизни, это - 12-я и последняя бхава. Поэтому способность человека получить освобождение -- высшую степень просветления -- и выйти из цикла рождений в Джйотише анализируется по 12-й бхаве. 12-я бхава является 12-й от 1-й бхавы и означает отрицание 1-й бхавы -- отрицание рождения.

Автор: Антон Кузнецов


Результаты опроса подписчиков о терминологии рассылки

В предыдущем выпуске проводился опрос - какой из трех вариантов терминологии следует применять в рассылке "Джйотиш - Ведическая Астрология":
Вариант 1. Только санскритские термины, например: Сурйа, Меша и так далее.
Вариант 2. Санскритские термины и синонимы, например: Сурйа [Солнце], Меша [Овен] (как сейчас).
Вариант 3. Только русские термины, например: Солнце, Овен и так далее.

Результаты опроса:
Вариант 1 = 18%
Вариант 2 = 53%
Вариант 3 = 29%

Следовательно, пока остается второй вариант - термин на Санскрите и синоним на русском в квадратных скобках. Приношу извинения 47% проголосовавших за вариант 1 или 3, поскольку они будут получать не то, чтобы они хотели. Утешением является то, что во втором варинте присутствуют оба вида имён.

Приём ответов продолжается, поэтому присылайте свои пожелания.


Важно ли знать время своего рождения до секунды?

1. Если нужна только карта рождения (основная, или первая карта), то все зависит от градуса Лагны [Асцендента]: когда рождение приходится на середину раши [знака], тогда раши давно начался и не скоро закончится (то есть достаточно точности +/-10 минут, +/-20 минут или даже +/- 30 минут); когда рождение приходится на границу раши [знака] (то есть раши недавно начался или скоро закончится), тогда нужна точность до минуты, или даже до секунд (это означает, что рождение пришлось на время перехода между двумя раши [знаками]).

В этом случае фактически важно не само время рождения, а Лагна, то есть тот раши [знак], который восходил. Поэтому важно знать: было ли время рождения до момента изменения раши [знаков] или после. Следовательно, если время рождения точно не известно, но можно определить Лагну человека (например, по внешнему виду, по характеру, по семейной жизни, по наличию братьев и так далее), то этого будет достаточно для построения правильной карты рождения.

2. Если нужны остальные карты - Амшы, или Варги [дробные карты], которые строятся путем разделения каждого раши [знака] на части (деления), то нужно знать рождение более точно (потому что раши [знак] меняется быстрее). Поскольку все-таки для точных предсказаний рекомендуется рассматривать Амшы, по крайней мере Hавамшу [1/9-карту], то получается, что как бы то ни было, необходимо знать точное время рождения.

Раши [знак] обычно восходит около 2 часов (24 часа / 12 раши) и диапазон продолжительности одного раши приблизительно составляет 1.5 - 2.5 часа. Это значит, что Лагна [Асцендент] в основной карте (карты рождения) меняется ~ каждые 2 часа. Лагна Hавамшы (карты, получаемой делением на 9), меняется приблизительно каждые 13 минут (2ч / 9). А есть Шаштиамша (1/60), у которой Лагна меняется каждые две минуты...

Вывод: точное время знать не нужно, если будет использоваться только основная карта и рождение не приходится на смену (границу) восходящего раши [знака], то есть Лагна находится около середины раши (15 градусов раши).

При составлении карты точность времени рождения имеет решающее значение, если в момент рождения происходил переход Лагны [Асцендента]. Это важно для нахожения Лагны, поскольку Лагна меняется через ~ 2 часа (для сравнения самая быстрая из грах [планет] -- Луна [Чандра] -- переходит в следующий раши [знак] каждые ~2.5 дня...).

Как можно рассчитать (восстановить) время рождения по уже состоявшимся событиям? Пандит Джйотиша ректифицирует время рождения с точностью до секунд зная даты важный событий в жизни и используя знание о периодах жизни человека. Ректификация - это одна их самых сложных задач Джйотиша. Сначала досконально изучаются все разделы (Джатака, Мухурта, Прашна и остальные), и только потом можно начинать учиться ректифицировать время рождения.


Автор: Антон Кузнецов — мастер и учитель Тантра-Джйотиша
Джйотиш -- Ведическая Астрология

Уроки Джйотиш -- Ведическая Астрология