Шанкара (ШанкарАчарйа, Ади-Шанкара) - величайший последователь и автор Адвайта-Веданты. Он написал многочисленные тексты о Боге и богах, о Веданте, разъяснял и комментировал Упанишады, Бхагавад-Гиту и другие ведические тексты, он также - автор многих самостоятельных произведений. Наравне с теорией об имперсональном Брахмане, Шанкара развил теорию личностного Бога, изучил вопрос зла и его происхождения, вопрос ответственности людей, вопросы о Боге о судьбе. Основные тексты - это Брахма-Сутра-Бхашйа и Бхагавад-Гита-Бхашйа.
Шанкара, будучи ведическим философом, был не революционером, а реформатором ведической мысли. Он соединил разрозненные течения своего времени и синтезировал Ведические системы, а также развил учение Адвайта-веданты (недвойственной Веданты).
Есть три мнения о дате его рождения, по одной версии он родился в 788 году. Ади Шанкарачарья родился на юге Индии в Калади (штат Керала). Его рождению предшествовало знамение, из которого явствует, что Шанкара - это аватара Шивы. На восьмом году жизни Шанкара покинул родительский дом. К 10 годам Шанкара постиг основы Адвайты, создал многие шиваитские тексты, философские трактаты и комментарий к "Брихадараньяка-Упанишаде". Затем Шанкара за четыре года создал комментарии ко всем произведениям Прастхана-Трая: к "БрахмаСутрам" Бадарайаны, к "БхагавадГите" и основным Упанишадам. Потом Шанкара в сопровождении нескольких учеников отправился в Варанаси (Бенарес). Именно здесь деятельность Шанкары развернулась особенно широко. Затем Шанкара продолжил свое путешествие и основал в различных частях Индии ведантистские ашрамы.
Шанкара покинул физическое тело на 33 году жизни, окруженный многочисленными приверженцами и учениками. Всего он написал более 400 произведений. Адвайта-веданта (Джняна-Йога) стала и остаётся одним из важнейших направлений духовной жизни и философской мысли. Учение Шанкары провозглашает абсолютное тождество истинного "Я" и Абсолюта ('Атман есть Брахман'). Безличный недвойственный Абсолют, условно характеризуемый как Бытие-Сознание-Блаженство ('Сат-Чит-Ананда') - это единственная реальность. Весь множественный мир с его субъект-объектной двойственностью - это результат иллюзии (майя), скрывающей единство подлинной реальности и развертывающей мнимое многообразие. На высшем уровне существования и знания нет никакой множественности, а есть лишь недифференцированный Абсолют (Брахман). Мудрец, постигший и непосредственно переживший тождество Атмана и Брахмана через интуитивное знание (джняна) освобождается от неведения. Это освобождение и избавление от иллюзии субъект-объектного существования (мокша) и есть цель Адвайты.
Учение Шанкары использовали и развивали многочисленные ведические учителя,
и жившие после него, и современные,
в том числе Махариши Махеш Йоги.
Так Махариши говорит об учении Шанкары:
«Волна возрождения принесла Шанкару, дабы восстановить основу жизни, и обновить человеческое понимание.
Шанкара возвратил мудрость Абсолюта в повседневную жизнь людей, укрепляя поля мысли и действия мощью Бытия.
Он принёс учение о самореализации путём непосредственного постижения трансцендентального Бытия
в состоянии Самосознания, являющегося основой всякого блага жизни.
Акцентирование Шанкарой Самореализации исходит из вечной философии целостной жизни.
Все люди во все времена должны жить в сознании-блаженстве абсолютного Бытия
и должны переживать состояние осуществления в сознании Бога во всякой мысли, речи и действии;
вот сущность откровения Шанкары, так же, как и всей Ведической философии.
Величайшее благо, которое учение Шанкары даровало миру,
это принцип полноты интеллектуального и эмоционального развития в состоянии просветления,
основанного на трансцендентальном чистом сознании, в котором сердце столь чисто,
что способно наполняться и переполняться волнами вселенской любви, а ум так утончён,
чтобы наслаждаться осознанием единства природы как отделенной от мира действия.»