Это имя нельзя путать с Брахманом. Согласно "Пуранам" Брахма есть тот аспект Природного Закона, который ответственен за акты творения, в смысле создания материальной стороны всех вещей; его можно также назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и физические законы природы. Брахма пердставлят аспект Природного Закона, который воплощающает прошлое в настоящем, или выражает всеобщий закон инерции (как инерции покоя, так и инерции движения). Этот целостный и устойчивый образ мира представляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению под воздействием Вишну, а новая складывающаяся картина мира вновь становится областью деятельности Брахмы. Таким образом, устойчивость и постоянство мира обеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.
Символически Брахма изображается сидящим на раскрывшемся цветке лотоса. Таким образом, результаты деятельности Брахма (материальная сторона вещей) облекаются силой и подчиняются задаче, поставленной Абсолютом, который есть необусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово 'Брахма' происходит от корня, означающего "расширяться, распространяться". Из этого видна связь этой силы с материальной стороной мироздания, которая характеризуется качествами протяженности и пространства.
В целом, идея триединства Брахма-Вишну-Шива очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшей в гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианских гностиков.
В "Пуранах" говорится, что после того, как Брахма сотворил мир, он узрел его безжизненным и недвижным, и попросил помощи, после чего в мир вошел Вишну ("виш" -- "входить") и наполнил его жизнью. Эта жизнь воплотилась в форме великого множества существ, относящихся к разумной стороне Проявленного (Manifested), пребывающих на пути эволюции к своему совершенству. Разум, помещенный в условия времени, привёл к возникновению изменения и движения. Таким образом, Вишну представляет собой принцип способности к формированию и восприятию идей, и являет Божественный Дух всех живых душ (Джива-атм), пребывающий вне их разума. Его можно назвать Второй Силой, или Вторым Логосом мира, так как разумеется, существовала первопричина, Первая Сила, которая породила и облекла властью Вишну, равно как и Третий Логос
Один из великой троицы - триединства Брахма-Вишну-Шива, или проявлений сил Созидательного Разума в Природе; двумя другими являются Брахма и Вишну. Шива воплощает силу разрушения или трансформации, освобождающую человеческое существо от тех форм, в которых оно более не нуждается, обеспечивая ему при этом то удовлетворение сознания, которое является плодом опыта. Эта функция Природного Закона, таким образом, является предметом особого внимания и почитания стремящихся к освобождению.
В нашей жизни перед нами предстают формы, или объекты
(их появление -- функция Брахмы);
наш разум исполнен волей к жизни среди этих форм,
их познанию и приданию им ценности (функция Вишну);
наконец, мы обладаем силой извлекать пользу из этого опыта,
накапливая внутреннюю энергию и развивая сознание,
благодаря чему у нас исчезает необходимость
в оформленности (функция Шивы) - освобождение как результат.
По отношению к любому объекту у нас возникает
следующая последовательность ощущений:
сначала восприятие предмета, затем обладание им
в то время, как разум накапливает знания о нем,
и наконец, обретение чего-то внутри нас,
пробуждение возможностей и способностей нашего сознания
по отношению к этому объекту, после чего в самом объекте уже нет необходимости.
Большинство людей удовлетворяется обладанием предметами,
но, например, йоги продвигается дальше и стремится к обретению.
Сила аспекта Шивы приравнивается к Первому Логосу, Божественной Воле в Проявленном (материальном) мире, в то время как аспект Вишну являет собой Божественную Любовь, заботливость по отношению к Душам (Дживам), а аспект Брахма -- Божественная Мысль, обеспечивающая упорядоченность законов Природы, в том числе закона Кармы (закона Действия, закона Причин и следствий). Последовательное проявление этих трех сил является причиной циклов рождения, жизни и смерти в мире форм, актов, присущих всем объектам Природы и нашего опыта. Объект возникает в нашем восприятии, воспринимается и постигается, а затем исчезает. Путем мышления мы делаем нечто, путем любви мы это нечто используем, а путем воли -- отстраняем и переходим к следующему предмету. В глубине сердца мы приветствуем этот процесс; в нем проявляется как наша личная, так и воля Созидательного Разума. Йог наблюдает и поощряет это познание единения человека с Абсолютом, имеющее место в самом человеке.
Буквально: "сила, способность". В первую очередь, этим аспектом Природного Закона называют фундаментальные силы, действующие и обнаруживаемые в проявленной Вселенной. Как считается, они происходят из единой основы и источника всего бытия, высшего и единого Брахмана - Абсолюта, который есть беспричинная причина всего сущего.
Эти силы проявленной Вселенной (Manifested Creation)
часто представляются в образах богинь, пребывающих в нашем мире и
являющихся женской противоположностью трем делениям силы, именуемым
Шива, Вишну и Брахма,
которые пребывают в непроявленной Вселенной (Unmanifested Creation).
Потоки женских (или проявленных) сил не ограничиваются, однако,
теми тремя основополагающими проявлениями,
связанными с творением, сохранением и разрушением,
которые реализуются в материальной и разумной сторонах проявленного мира
и которые пребывают в постоянной игре друг с другом,
в ходе которой сохраняется их постоянное равенство.
Эти три проявления изображаются как
Сарасвати, супруга Брахмы и покровительница искусств;
Лакшми, супруга Вишну, богиня процветания и благополучия; и
Парвати, супруга Шивы,
которая в некоторых аспектах своей деятельности представет в облике Кали.
Эти три прявления Шакти разветвляются на меньшие силы,
представляемые буквами алфавита на лепестках лотосов,
в которых символически обитают не только боги, но и богини.
Классифиция Шакти как силы: