Занятия программой Трансцендентальной Медитации и программой ТМ-Сидхи в группах усиливают пользу для отдельного человека и в тоже время для всего общества в целом. На сегодняшний день более 40 научно-исследовательских работ продемонстрировали, что даже небольшое число людей - приблизительно корень квадратный из одного процента от населения - практикующих эту программу вместе утром и вечером в одном месте, достаточно для того, чтобы нейтрализовать негативные тенденции и способствовать позитивным тенденциям во всем обществе. Этот феномен называется Эффектом Махариши в честь Махариши Махеш Йоги, который предсказал его более 50 лет назад.
Глобальный Эффект Махариши
Исследования показали, что группы людей, занимающихся Йогическими Полетами, создают когерентность в коллективном сознании, и генерируют объединяющий и интегрирующий эффект в жизни общества. Это приводит к уменьшению негативных тенденций во всем обществе - таких как преступность, происшествия и болезни - и увеличению позитивных социальных, экономических и политических тенденций. Научные работы по изучению этого феномена продемонстрировали, что группа из, по меньшей мере, 7000 человек, занимающихся Йогическими Полетами (программа ТМ-Сиддхи), могут произвести этот создающий когерентность эффект в глобальном масштабе, уменьшая насилие и негативные тенденции по всему миру. Глобальный Эффект Махариши был создан групповой практикой 7000 человек, занимающихся Йогическими Полетами (7000 приблизительно составляют корень квадратный из одного процента населения мира) во время трёх больших Ассамблей Мира во всем Мире, которые проводились в течение от двух до трех недель в США, Голландии и Индии.
Секрет Глобального Эффекта Махариши заключается в явлении, известном физике как "Эффект Поля" - эффекте когерентности и позитивности, производимом из самообращенного поля бесконечной корреляции, поля Трансцендентного Сознания, которое является основой Творения и пронизывает жизнь повсюду.
Исследования показывают, что участники программы с частыми опытами сидхи имеют большую когерентность ЭЭГ передней, центральной, левой и правой областей мозга в частотных диапазонах альфа (8-12 Гц) и тета (6-8 Гц) волн по сравнению с теми, у кого опыты сидхи более редки.
Кроме того, имеет место тенденция к более высокой когерентности во всех частотных диапазонах волн одновременно, что говорит о более интегрированном и согласованном функционировании мозга.
Изучение статистики страхования здоровья, проводившееся в течение 5 лет на примере 2000 жителей США, регулярно практиковавших ТМ и программу ТМ-Сидхи, показало, что уровень их госпитализации был на 56% ниже обычного.
Ещё одно исследование показало, что люди, которые помимо ТМ и программы ТМ-Сиддхи пользуются профилактическими программами Аюрведы Махариши, госпитализируются на 84% меньше по сравнению с существующей нормой.
Анализ с помощью временных рядов ежемесячных данных о преступности в Мерсисайде и численности группы практикующих программу ТМ-Сидхи с 1987 по 1993 год показывает, что в марте 1988 года, когда размер группы превысил пороговое значение Эффекта Махариши -- корень квадратный из 1% населения -- уровень преступности снизился на 13.4%.
С марта 1988 по 1992 год преступность в Мерсисайде стабильно оставалась низкой, в то время как общенациональный уровень преступности вырос за этот период на 50%. Мерсисайд был единственным муниципальным районом, в котором наблюдалось снихение преступности за этот период.
В 1993 году размер группы уменьшился до уровня менее порогового значения Эффекта Махариши, что сопровождалось возобновлением тенденции к росту преступности.
Проблема сознания в последние десятилетия привлекает все больше внимания специалистов не только гуманитарного, но и естественнонаучного направления. Все большее признание научного сообщества получают исследования паранормальных явлений. Становится все более понятным, что парапсихология - это не столько "учение о резервных возможностях человеческой психики", сколько своего рода экспериментальная метафизика, источник уникальной информации о свойствах мира в целом.
История физики и науки в целом показала, что подход к построению картины мира, одной из ключевых компонент которого является игнорирование проблемы сознания, не только допустим, но и плодотворен. Однако ясно и то, что рано или поздно обнаружится его ограниченность. Тогда задача построения синтетической картины мира, объединяющей не только фундаментальные взаимодействия, но и сознание, уже не покажется абсурдной. В этой области сформировалось несколько исследовательских программ, одной из которых является программа Международного движения Трансцендентальной Медитации (ТМ) [Московский А.В., Мирзалис И.В.].
Основателем и лидером международного движения ТМ является неортодоксальный индийский йог Махариши Махеш Йоги, начавший свою деятельность по распространению ТМ в конце 50-х годов. К началу 90-х годов технике ТМ в разных странах мира было обучено около 3 миллионов человек, а технике ТМ-сиддхи - около 150 000 (с конца 70-х годов), инструкторов ТМ - около 30 000. М.Малерб дает следующие цифры о количестве приверженцев ТМ на конец 80-х годов: 2 миллиона человек во всем мире, в том числе одна треть в США, инструкторов ТМ - около 15 тысяч. Во Франции насчитывалось 20 тысяч медитаторов и 150 инструкторов ТМ [Малерб М.].
В научных исследованиях по Трансцендентальной Медитации собрано около 600 статьей (исследований), в которых описаны результаты исследований положительного влияния регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи на различные аспекты жизнедеятельности человека, выполненные в исследовательских центрах различных стран мира в период с начала 70-х по начало 90-х годов, около 40% этих работ опубликовано в научной периодике.
В 1992-1993 годах международное движение ТМ стало проявлять политическую активность, в ряде стран были организованы партии Естественного Закона. В США в 1996 г. эта партия принимала участие в президентских выборах, кандидатом в президенты от нее был Дж. Хэгелин.
Эффект Махариши - это влияние, которое оказывает регулярная практика ТМ или её углубленного варианта, ТМ-сидхи, на такие показатели качества жизни немедитирующих людей, как уровень преступности, количество дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, несчастных случаев, деловой активности и др. Этот эффект с указанием 1%-ого порога в 1960 г. был предсказан Махариши Махеш Йоги и обнаружен исследователями движения ТМ
Представляется, что Эффект Махариши является достаточно хорошо описанным в научной периодике примером непреднамеренного коллективного паранормального явления.
Когда достаточно большое количество людей в обществе начинают регулярно практиковать ТМ и (или) ТМ-сидхи, то это оказывает влияние на качество жизни немедитирующих. Утверждается, что влияние, оказываемое практикой ТМ и ТМ-сидхи, не специфично и имеет характер "общего поддерживающего жизнь влияния". За период с 1974 по 1990 г. по эффекту Махариши было выполнено около 40 исследований Эффекта Махариши (Maharishi Effect -- http://www.mum.edu/m_effect ).
Основной результат этих исследований в количественном отношении состоит в обнаружении двух пороговых величин. Так, если свыше 1% населения некоторого региона регулярно практикует ТМ, то Эффект Махариши становится измеримым. При этом нужно иметь в виду, что во всех работах, посвященных исследованию Эффекта Махариши, реализуемому на основе техники ТМ, учитывается не количество практикующих на момент начала исследования, а все обученные за весь период до его начала. Кроме этого не известно, сколько из обученных продолжает жить в данном городе.
Если группа численностью, превышающей корень квадратный из 1% населения региона, одновременно и в одном месте практикует ТМ-сидхи, то Эффект Махариши также становится измеримым. Исследования эффекта проводились на трех различных уровнях: 1) города; 2) страны и регионы; 3) международный уровень.
Все исследования Эффекта Махариши, реализуемого на основе техники ТМ, построены по следующей схеме: когда в результате массового обучения ТМ в каком-то городе доля обученных в его населении превысит 1%, то для обнаружения Эффекта Махариши проводится сравнение показателей качества жизни до и после достижения порога. Например, на основе официальной статистики анализируется уровень преступности в регионе за предшествующие годы, затем результаты этого анализа экстраполируются на период после достижения 1%-ого барьера. Разница прогноза и того, что было в действительности составляет Эффект Махариши. Кроме этого сравнивается динамика исследуемого показателя качества жизни в экспериментальных и контрольных городах, сопоставимых с экспериментальными по ряду социально-демографических показателей. Далее остается только доказать, что различие в прогнозе и действительности обусловлено именно влиянием регулярной практики ТМ.
Характерный масштаб влияния, оказываемого на динамику уровня преступности, можно охарактеризовать результатами исследования по 22 городам США с населением от 25 тыс. до 100 тыс. человек, в котором Эффект Махариши был обнаружен впервые. В экспериментальной группе из 11 городов, в которых доля обученных ТМ в 1972 г. достигла 1% населения, в течение экспериментального периода
Это исследование было продолжено в работе [Dillbeck M.C., Landrith G. III, Orme-Johnson D.W.]. В экспериментальную группу вошли 24 города с населением
Пример исследования более длительного периода представлен в другой работе. Была обследована случайная выборка, состоявшая из 160 городов США за период с 1964 по 1978 гг., по 40 в каждой из следующих 4-х групп: население более 250 000,
В этой же работе рассмотрено 80 урбанизированных территорий по 40 в каждой группе: с населением свыше 500000,
Критика таких исследований состоит в том, что совпадение является случайным и действительно имевшее место снижение уровня преступности (или изменение другого исследуемого показателя качества жизни) обусловлено какими-то другими причинами, например, сезонными колебаниями, успешностью мер местной администрации, нехваткой бензина в случае исследования ДТП и т.д. Утверждение о возможной случайности полученной причинной связи было частично отведено в [Dillbeck M.C., Landrith G. III et al], где к указанной выборке из 160 городов были применены специальные статистические методы, предназначенные для вычленение причинно-следственных связей из статистических данных; было показано, что полученная причинная связь не является случайной. Однако более непосредственное подтверждение наличия причинной зависимости было получено с помощью техники ТМ-сидхи (см. ниже).
Кроме этого, объяснение с помощью альтернативных гипотез действительно наблюдаемых изменений в динамике показателей качества жизни отклоняется специальным обсуждением, чему в работах по эффекту Махариши отводится довольно много места, и специальным контролем соответствующих социально-демографических показателей: плотности населения, уровня безработицы, доли населения, находящейся за чертой бедности, доли молодежи в населении, среднего дохода на душу населения, наличия специальных программ городских, муниципальных и национальных властей, сезонные колебания и др.
Успех движения ТМ в США в 70-х годах вызывал неоднозначную оценку общественности, что выразилось, например, в том, что в 1978 г. федеральный суд США вынес решение о религиозной природе ТМ, в связи с чем ее было запрещено преподавать в общественных учебных заведениях [Вандерхилл Э.].
Поскольку размер группы, необходимой для проявления Эффекта Махариши на основе техники ТМ-сидхи, относительно невелик, то экспериментальная ситуация становится более управляемой. Это позволяет исследовать динамику различных показателей качества жизни до, во время и после проведения эксперимента, что не возможно в случае техники ТМ. В качестве примера можно привести результаты работы [Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L. et al]: исследование проводилось в Дели в течение 5-тимесячного курса обучения ведийской науке с ноября 1980 по апрель 1981 гг. В этот период численность группы практикующих ТМ-сидхи была достаточно велика: около 250 человек на 6 миллионов населения объединенной территории Дели.
Статистический анализ данных по динамике преступности показал, что в течение экспериментального периода в среднем он был на 11% ниже, чем в контрольный период, причем после окончания эксперимента уровень преступности снова повысился.
Статистический анализ еженедельных данных по количеству убийств в Вашингтоне (США) с августа 1980 по ноябрь 1983 гг. показал, что когда размер группы практикующих ТМ-сидхи, состоявших из студентов учебного центра и членов местного сообщества, превышал критический для Вашингтона размер, то количество убийств в городе уменьшалось в среднем на 22% [Dillbeck M.C., Larimore W.E., Wallace R.C.].
В качестве примера исследования на региональном уровне можно привести работу по Пуэрто-Рико [Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L. et al; Dillbeck M.C., Mittlefehldt V. et al.]. Исследование было проведено весной-летом 1984 г., когда в связи с открытием учебного заведения движения ТМ количество практикующих ТМ-сидхи в Пуэрто-Рико постепенно нарастало, пока с апреля по июнь не превысило критический порог. В июле большая группа студентов переехала на континент, что дало возможность изучить ситуацию до, во время и после окончания экспериментального периода.
В исследовании использовались официальные данные по динамике преступности за период с января 1969 по март 1984 гг. для выявления долгосрочных колебаний. Учитывались следующие виды преступлений: убийства, изнасилования, грабежи, нанесение телесных повреждений, кражи со взломом, угоны транспортных средств. Был получен следующий результат: с апреля по июнь 1984 г. наблюдалось систематическое снижение уровня преступности, с июня по сентябрь - возвращение к исходному уровню.
На уровне стран проводились два типа экспериментов, связанных с: 1) краткосрочной коллективной практикой достаточно большой группы практикующих ТМ-сидхи; 2) долгосрочным влиянием на национальном уровне больших групп практикующих ТМ-сидхи, которые размещаются в учебных центрах движения ТМ на постоянной основе.
В Голландии было изучено влияние трех краткосрочных коллективных практик на уровень преступности и ДТП. Эксперименты проводились
90%-ный доверительный интервал снижения преступности составляет: на
Крупномасштабный эксперимент по краткосрочной коллективной практике впервые проводился в г. Амхерсте (штат Массачусетс, США) с 9 июля по 20 августа 1979 г. [Devies I.H., Alexander C.N.]. Размер критической группы практикующих ТМ-сидхи для США в 1979 г. составлял 1530 человек, среднее количество участников эксперимента - свыше 2 тыс. человек. Исследования проводились на основе официальных данных по ДТП, насильственным преступлениям и катастрофам за период с 1973 по 1981 г. Обнаружено, что в экспериментальный период количество ДТП снизилось на 6,5%, насильственных преступлений - на 3,4%;, авиакатастроф - на 20,8%. В то же время для штата Массачусетс, где проходил эксперимент, эти цифры, как и ожидалось, были выше: 18,9, 10,1 и 83,3% соответственно (последняя цифра подсчитана для всей Новой Англии, куда входит штат Массачусетс).
Первое исследование долгосрочного влияния на уровне всей страны было проведено в связи с тем, что в начале 1982 г. размер постоянной группы практикующих ТМ-сидхи, располагающейся в Международном университете Махариши (г. Феарфилд, штат Айова), превысил национальный порог "корня из 1%": около 1600 человек [Cavanaugh K.L. et al]. Практика программы ТМ-сидхи в этом университете осуществлялась совместно преподавателями, студентами, обслуживающим персоналом и жителями города ежедневно 2 раза в день, утром и вечером. Была изучена ежедневная динамика ДТП с 1975 по 1982 гг. Авторы этой работы полагают, что существенная доля снижения количества ДТП в 1982 г. по сравнению с предыдущим периодом обусловлена влиянием групповой практики ТМ-сидхи.
Аналогичные исследования по влиянию краткосрочных коллективных практик проводились на уровне стран в Филиппинах, Канаде, Австралии и Англии (The Maharishi effect).
На основе анализа динамики индекса бедности по месяцам за период с 1979 по 1988 гг. для США и Канады (по отдельности) установлена его корреляция с размером групп людей, практикующих программу ТМ-сидхи в этих странах. Специальный анализ показывает наличие причинной связи между этими явлениями: в периоды, когда размер группы превышал критический, наблюдалось статистически значимое снижение индекса бедности от ожидаемого уровня [Cavanaugh K.L. et al].
На международном уровне проводилось несколько типов экспериментов (данные на начало 90-х гг.): 1) "Ассамблеи Мира" - собрание 7 тысяч практикующих ТМ-сидхи, что необходимо для оказания влияния на все население Земли: декабрь 1983 г., - январь 1984 г. в г. Феарфилде (штат Айова, США), январь 1984 г. в Голландии, июль 1985 г. в Вашингтоне (США), а также зимой
Этот проект осуществлялся в Иерусалиме с 1 августа по 30 сентября 1983 г. Устроители пригласили всех жителей Израиля, прошедших обучение технике ТМ-сидхи, принять участие в этом эксперименте. Участники приезжали в соответствии со своими возможностями: уикэнд, недельный отпуск и т.д. В связи с этим размер группы неконтролируемо колебался от 65 до 241 человека, критический же размер группы для Израиля и Ливана был оценен в 197 человек. По просьбе организаторов участники эксперимента не сообщали местным жителям о целях своего приезда. Поскольку размер группы был иногда меньше, а иногда больше критического, то это дало возможность проверить формулу "корня квадратного из 1%".
Была исследована динамика следующих показателей качества жизни в Иерусалиме, Израиле и Ливане: ежедневный уровень преступности, количество ДТП и пожаров в Иерусалиме, цены на акции и общественное настроение (контент-анализ прессы) в Израиле, количество убитых и общий уровень напряженности военного конфликта в Ливане. Была обнаружена статистически значимая зависимость всех показателей от размера группы. В частности, когда размер группы превосходил критический, то количество убитых уменьшались на 76%, а общая напряженность конфликта в Ливане снизилась на 45% по сравнению с контрольным периодом.
С целью более детальной проработки вопроса причинной связи между групповой медитацией и напряженностью военного конфликта был проведен 13-ти дневный "эксперимент в эксперименте", когда количество участников в течение этих 13 дней постоянно превышало критический порог. Среднее количество убитых в этот период составляло 1,5 по сравнению с 33,7 в непосредственно предшествующие и следующие 13 дней.
Сообщается также о наличии корреляций с ненулевой задержкой по времени: снижение интенсивности конфликта коррелировало с размером группы не только в тот день, когда ее размер превышал критический, т.е. собственно в день проведения медитации достаточно большой группы, но и через несколько дней после этого. Так, в частности, сообщается о наличии корреляций с задержкой в 0,5 (количество убитых) и 0,10 (интенсивность конфликта) дней без корреляций в промежуточные дни.
Эти исследования имели большой резонанс в средствах массовой информации США и по их результатам состоялась публичная дискуссия на страницах журнала
Ниже приведены результаты двух исследований по регистрации Эффекта Махариши методами элетроэнцефаллографии(ЭЭГ) и биохимии.
Во время коллективной медитации группы численностью около 2000 человек на расстоянии в несколько сотен километров от нее проводилась медитация малой группы, члены которой не знали о том, совпадает время их медитации с временем медитации большой группы или нет. Сравнивались ЭЭГ членов малой группы в периоды времени, совпадающие и не совпадающие с временем медитации большой группы. Измерялась согласованность ЭЭГ членов малой группы в разные промежутки времени. Утверждается, что согласованность ЭЭГ членов малой группы была выше, когда время их медитации совпадало с временем медитации большой группы [Orme-Johnson D.W., Dillbeck M.C. et al].
Вот еще один эксперимент по регистрации Эффекта Махариши методом ЭЭГ. Он проводился в двух соседних комнатах. В одной из них, звукоизолированной, эксперт в технике ТМ-сидхи выполнял йогический полет. В другой комнате ничего не знающий об этом испытуемый, обычный человек, выполнял на компьютере операции, требующие интеллектуального напряжения. ЭЭГ обоих испытуемых регистрировались одновременно и предметом исследования была корреляция между ними в диапазоне частот
В тех же случаях, когда периоды когерентности ЭЭГ испытуемых предшествовали периодам когерентности ЭЭГ экспертов, т.е. тот, кто сидел за компьютером "вел" того, кто выполнял йогический полет, эксперты сообщали о том, что в этот день они чувствовали себя не очень хорошо и что им лучше было бы не принимать участия в эксперименте. В обычных случаях эксперты сообщали о нормальном самочувствии [Travis F.T., Orme-Johnson D.W.].
Эксперименты по регистрации биохимического индикатора Эффекта Махариши описываются следующим образом. Во время коллективной медитации с численностью группы несколько сот человек у жителей близлежащего городка брались анализы урины на предмет определения концентрации в ней метаболитов серотонина. Серотонин - это нейромедиатор, который, в частности, связан с переживанием чувства отдыха, удовлетворения, эйфории [Wallace R.K.]. Сообщается, что тенденция в изменениях метаболитов серотонина в урине жителей городка соответствует тенденции этих изменений у практикующих ТМ и (или) ТМ-сидхи [Pugh N.C. et al; Walton K.G.].
Существует также одно сообщение об эксперименте по преднамеренному влиянию коллективной ТМ и ТМ-сидхи медитации на погоду [Rabinoff R.A. et al. Этот эксперимент проводился зимой
Один из центральных результатов исследований влияния регулярной практики ТМ или ТМ-сидхи на человека состоит в обнаружении нового состояния сознания, чистого или трансцендентного сознания, которое развивается благодаря регулярной практике ТМ и ТМ-сидхи [Wallace R.K.]. В восточной философской традиции это состояние сознания как субъективный опыт ассоциируется с достижением высших целей этой традиции: просветлением, освобождением от колеса рождений и смертей. В объективном плане чистое сознание считается источником всего сущего, Бытием.
Утверждается, что это состояние сознания является четвертым состоянием сознания наряду с тремя общеизвестными: глубоким сном, сновидениями и бодрствованием. Согласно модели Махариши о точках соединения состояний сознания, чистое сознание доступно каждому человеку вне зависимости от степени его духовного или интеллектуального развития между мыслями, точнее говоря, в те короткие промежутки времени, когда сон сменяется бодрствованием и наоборот, т.е. в переходах между тремя основными состояниями [Maharishi Mahesh Yogi, 1968; Travies F.T.].
По вопросу о физической интерпретации Эффекта Махариши известны две точки зрения. Первая принадлежит Дж. Хэгелину [Hagelin J.S., 1987, 1989]. Отвергая все четыре фундаментальные взаимодействия, а также пятую силу, он полагает, что Эффект Махариши связан с нелокальным изменением геометрии пространства-времени, с редукцией волновой функции состояния коллективного сознания общества. Электромагнитное поле исключается потому, что экранировка групп медитирующих не приводит к исчезновению эффекта. Поскольку Дж. Хэгелин полагает, что Эффект Махариши реализуется на уровне объединения четырех фундаментальных взаимодействий, то он рассматривает этот эффект как альтернативу создания все более мощных ускорителей элементарных частиц и лазеров, которые необходимы физикам для проверки моделей теории единого поля.
Вторая точка зрения на физический механизм Эффекта Махариши также принадлежит сотрудникам MIU [Druhl K.J., Kleinschnitz K.W]. По их мнению, за Эффект Махариши ответственно электромагнитное излучение с длиной волны порядка нескольких десятков метров (характерный размер группы медитирующих).
Ключевыми идеями социально-психологического плана являются представления о коллективном сознании, стрессе в коллективном сознании как источнике социальной напряженности и коллективной медитации как технологии снятия стресса в коллективном сознании, по аналогии со снятием индивидуальных стрессов в результате регулярной практики ТМ.
Представление о всепроникающем поле сознания, лежащем в основе индивидуальной и общественной жизни, не является новым ни для западной, ни для восточной философских традиций. Основатели современной западной психологии Г. Фехнер и У. Джеймс утверждали существование континуума сознания, объединяющего индивидуальные сознания всех людей, который может быть непосредственно воспринят, если порог восприятия достаточно низкий. К.Г. Юнг (теория архетипов) и Э. Дюркгейм также выдвигали идею о коллективном сознании. Однако все эти концепции не оказали существенного влияния на основной поток развития западных психологии и социологии, поскольку не нашли эмпирического подтверждения [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.].
По мнению исследователей Эффекта Махариши, коллективное сознание - это некоторая целостность сознания группы, не сводимая к простой сумме индивидуальных сознаний членов группы. Феномен коллективного сознания существует на каждом уровне социальной организации: семья, сообщество, город, народ и мир в целом. Индивидуальное сознание является базовым элементом коллективного сознания любого уровня, оно оказывает влияние на состояние коллективное сознание, а также испытывает его обратное воздействие [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.].
Основной детерминантой социального поведения является уровень когерентности, согласованности коллективного сознания. По аналогии с тем, как качество индивидуального сознания отражает уровень функциональной интеграции различных компонентов нервной системы человека, общественная когерентность также является функцией кооперативности или дополнительности между отдельными людьми и (или) группами, составляющими общество. Наличие общественной когерентности выражается в спонтанной интеграции потребностей отдельных людей и групп с потребностями общества, а несогласованность, отсутствие когерентности в коллективном сознании приводит к фрустрации индивидуальных и групповых потребностей. Такое отсутствие когерентности на уровне коллективного сознания в течение длительного времени называется стрессом в коллективном сознании. Согласно представлениям описываемой теории, когда этот стресс достигает некоторого критического напряжения, происходят взрывы насилия, негативности (ненависти), конфликты, кризисы, войны.
По результатам одного из наиболее известных исследований Эффекта Махариши [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al.] состоялась дискуссия [Schrodt P.A.; Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.], опубликованная на страницах журнала
Отвечая на это замечание, исследователи Эффекта Махариши [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.] вводят понятие "границы коллективного сознания" и обращают внимание на то, что во всех 40 работах по эффекту Махариши подсчет населения проводился по политическому принципу. Хотя специально внимание на этом и не акцентировалось. При этом отмечается необходимость привлечения большего количества участников для оказания влияния на более удаленные политико-административные единицы.
По мнению авторов работы [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.], представление о границах коллективного сознания оправдано потому, что, во-первых, внутри некоторой политико-административной единицы имеет место большая гомогенность коллективного сознания в силу более тесных личных связей, частоты контактов между людьми, культурных, экономических и эмоциональных связей и, во-вторых, из физики известно, что, например, локальные особенности местности, в частности, наличие ЛЭП, оказывают влияние на распространение электромагнитных волн.
Источники информации:
Эффект Махариши - снижение преступности в Мерсисайде
Влияние Трансцендентальной Медитации на качество жизни
Использование Эффекта Махариши для установление мира в Мозамбике
Трансцендентальная Медитация