Дхарма - это Путь распространения Духа конкретного человека

Дхарма - это индивидуальный путь распространения Духа конкретного человека в среде его воплощения.

Неточный перевод этого санскритского слова - это "Высший Долг" (долг перед Духом/Родом/Богом) или "Предназначение" (предназначение Духа в данном теле, в данное время и данном пространстве/окружении).

Но по сути Дхарма - это чрезвычайно ёмкое и крайне глубокое понятие, показывающее то, что в каждой индивидуальной Душе, проявляющей Дух, на глубоком её уровне есть предписанное задание ("путь"), определяющее особенности мышления и поведения этой индивидуальной Души в данное время и в данном месте.

Дхарма - это живое явление, структурированное живыми Силами (Дэватами) в поле сознания Души. Дхарма изменяется по мере развития степени осознанности индивидуальной Души. Пока Душа находится на примитивном уровне развития, она лишь должна ("дхарма") одухотворять материю пока в грубом её проявлении. По мере роста осознанности Душа (Личность) уже должна взаимодействовать со всё более тонкими проявлениями среды, и одухотворять окружение на более высоком своём уровне.

Каждый человек должен почувствовать свою личную Дхарму как то, что даёт ему ощутить свой Дух сильнее. Человек, который чувствует свою Дхарму, следует ей и обладает постоянной связью со своим Духом и знает, как нужно его проявить в каждый последующий момент.

Это подобно оружию, попавшему в руки маcтера (мастера фехтования). Он мгновеннно чувствует силу, идущую через всё его тело, в руку и в оружие. Шабля в его руке сразу рвётся в бой; значит его Дхарма - это Дхарма воина.

Просто ребёнок тоже уже в чем-то мастер, но он пока ещё не знает в чём. Его скрытое мастерство - это его Дхарма.

Но Система -- современное общество -- своими навязанными и органиченными профессиями не может удовлетворить всё многообразие Дхарм (Предназначений) людей. Поэтому каждый из нас должен сам прочувствовать, что естественно "рвётся" (исходит) из своего Духа и желает проявится в жизни. Это и будет вашей конкретной Дхармой.


Дхарма - это философский термин, который означает "Долг"/"Предназначение", "Закон"/"Принцип", "Путь"/"следование Закону". Под словом Дхарма подразумевают Высший Закон, выполнение Высшего Долга, правильный ("духовный") путь по Высшим Принципам (по Высшей Истине, Вселенскому Закону).

Слово 'дхарма' или 'дхарм' или 'дхамма' (на Санскрите Dharma - Dharma) переводится как "то, что поддерживает" (от корня 'дхр' - "держать", "поддерживать"). Символ Дхармы - колесо.

Все философии, мировоззрения и религии подчёркивают важность Дхармы как истинного понимания Абсолюта (Бога/Природы). В Риг-Веде сказано, что Дхарма - это то, поддерживает ('дхр') Дэват (то есть Дэв). Кроме слова 'дхарма' в Рик-Веде употребляется аналогичное слово 'рита' ('рта'). Таким образом, Дхарма - это Высшая Реальность, которая проявляется как Сила, лежащая в основе всего Мироздания (Вселенной/Природы) и поддерживающая гармонию в Мироздании.

Дхарма ещё употребляется в контексте четырёх целей жизни человека: Кама, Артха, Дхарма и Мокша. Кама - это осуществление желаний; Артха - это обретение собственности. Дхарма - это следование долгу и предназначению в жизни. Мокша - это просветление, осовобождение от реинкарнации ("спасение"); Мокша - окончательная цель жизни. Причём человек ищет исполнения Камы и Артхи в начале своей жизни, идёт в достижению Мокши - конце своей жизни, но следовать своей Дхарме он должен в течении всей жизни.


У слово 'Дхарма' нет эквивалента в других языках кроме Санскрита, и поэтому оно лишь приблизительно переводится на другие языки как "Закон Долга", "Правильный Путь жизни", "Высший Долг"/"Предназначение", как на плане опыта Духа (Сознания), и на уровне материальных действий и так далее. Можно сказать, что Дхарма - это следование Закону, а также дисциплина на четырёх уровнях.

1) Первый уровень - Вишва-Дхарма - строгое следование Высшим Законам — Закона Бога и Природы.

2) Второй уровень - Дэша-Дхарма - строгое следование законам нации —. Преступники перед нацией нарушают этот вид Дхармы. Слово 'Дэша' можно также перевести как "родовый законы", предписанные укладом жизни Рода, основаных на писаниях или традиции.

3) Третий уровень - Кутумба-Дхарма - обязанности по отношению к своим предкам (ко всему Роду). Необходимо выполнять принципы взаимоотношений и заботиться о жене, детях, родителях.

4) Четвертый уровень - Сва-Дхарма - это долг по отношению к себе (своему индивидуальному Духу), в частности ежедневная забота о чистоте своего разума и ума (мыслей), духовной практике и так далее.

В наше время ("эпоха Кали-Йуги) приоритеты этих четырёх Дхарм для большинства людей изменились: сначала люди делают для своего эго, только потом может быть - для Рода. Это падение системы ценностей происходит из-за потери Саттвы (Силы Истины).


Основа Ведической философии - это Санатана-Дхарма, то есть "Вечный Закон" ("Дао"), "вечная неизменная Истина".

Санаатана-Дхарма обладает такими особенностями:

• Уважение Шрути (писаний), в которые входят Веды, а также следование писаниям.

• Опыт Ишвары (Высшей Силы) как Причины проявленной Вселенной.

• У каждого физического проявления Творения есть мать, и каждое материальное проявление - это одна из форм Божественной Матери. Почитание Земли-Матери (Дэви), то есть Божестенной Матери, что обладает неисчислимыми формами (насколько неисчислимы существа и формы Творения).

• Всё отрицательное в жизни - это результат Тамаса (невежества) или Раджаса (страсти, желания). Таким образом, не нужна концепция Дьявола или Сатаны. И, поскольку эта вся Вселенная - это часть Бхагавана, то любовь к Творению и всем его созданиям - это первый шаг к реализации. В жизни нет места для ненависти к кому-нибудь или чему-нибудь. Даже во время сражения или войны этот уровень непривязанности должен преобладать без присутствия ненависти.

• Долг выражается через практику и действия (йаджны, пуджи, враты), в том числе по отношению к Мурти (олицетворениям), предкам, а также через почитание Духов/Сил Природы.

Сансара и Мокша: принцип перевоплощение Атмы ("Я") в различных телах. Настоящее - это последствия действий, совершённых в прошлом (в том числе, в прошлой жизни). Понятие Кармы (действия) - это краеугольный камень Ведической философии. Без понимания и осознания этого принципа невозможно изучение Джйотиша и других эзотерических наук и методов в направлении поиска освобождения (поиска Мокши) от цикла смены тел под влиянием кармических реакций. Этот путь к Мокше освещают те, кто дольше идёт по нему. Из этого принципа вытекает традция преемственности от Гуру [наставника] к шишйе [ученику] (Гуру-шишйа-Парампара).

• Дхарма проявляена материальными стремлениями (Артхой), чувственными ощущениями (Камой) и поисками Духа (Мокшей), которые формируют четыре Айаны - четыре Пути жизни.

• Есть много вариантов построения собственной жизни (Марга - "путь", "метод"), позволяющих постичь Опыта Духа/Бога.

• Система Варн основана на принципах Карма-Йоги. Поскольку теория Сансары (перевоплощений) тоже основана на Карме, то и само рождение - это плод нашей собственной Кармы (наших собственных действий), и, следовательно, система Варн (сословий) регулирует общественные отношения с рождения человека.

• Восприятие окружающей среды, тела и ума как иллюзии (Майи). Только Атма ("душа"), будучи истинным "Я" человека, может быть соотнесена с Высшим Божественным (Брахманом).