The page has moved to: http://jyotisha.net/?p=4896 .


"Санджай Ратх: Статьи и лекции по Джйотишу [Ведической астрологии]"

Глава 19. Найсаргика-Даша

'Найсаргика' означает "естественный", 'Даша' - "состояние во временном промежутке". Найсаргика-Даша основана на наблюдении процесса изменения людей и выражает естественную (найсаргика) эволюцию от рождения к зрелости. После достижения вершины зрелого состояния, оно сохраняется какое-то время, и человек/существо наслаждается щедростью природы и всего того, что предлогает ему мир. Через некоторое время следует смерть физического тела.

Порядок Найсаргика-Даши

Калйана-Варма (Саравали, шлока 41:21): "Чандра, Мангала, Буддха, Шукра, Гуру, Сурья, Шани и Лагна - в таком порядке следуют периоды Найсаргика-Даши".

В этом естественном процессе различаются семь или восемь стадий жизни:
     1. Младенчество: Младенец полностью зависит от матери, которая - это центр и поддержание жизни, она сама является целью жизни на этом этапе. Младенец учится использовать тело; в течение этой стадии происходят самое принципиальное физическое развитие и тела, и мозга. Мать представлена Чандрой [Луной].
     2. Ребёнок: В течение этого периода у мальчика/девочки идёт самый интенсивный рост физического тела и силы. Кости начинают формироваться и укрепляться. Центром (целью) в течение этого этапа должна стать физическая независимость (свобода). Эту стадию роста символизирует Мангала [Мангала]. Будучи совершенным брахмачари (соблюдающим сексуальное воздержание), Мангала гарантирует, что мысли сексуального характера не входят в ум.
     3. Подросток: Юноша/девушка наслаждается необузданной свободой, и радость определяет эту стадию. Потребность в изучении общества и воспитание непослушного ребёнка - это цель. На этой стадии идёт обучение. Буддха [Буддха] символизирует этот период. Он -бесполая граха, и это состояние продолжается до половой зрелости.
     4. Юность: С половым созреванием у парня/барышни начинается ряд химических и гормональных изменений, которые заставляют тело формивать половые признаки. Противоположный пол становится центром внимания (целью) на этой стадии. Этот период символизирует Шукра [Шукра]. На его более ранней стадии присутствует обучение, поскольку Шукра - это Гуру-Даитий и даёт знание, необходимое для выживания в этом материальном мире. Светские "материальные, практические" науки и все знания, сфокусированные на способности зарабатывать на жизнь, входят в эту категорию. Кроме того, формируется зрелость для брака и отцовства/материнства. Однако, здесь человек ещё очень молод, в роли супруга/супруги в основном привлекателен лишь физически. (Возможные дети смогут получить лишь физиологическое поддержание.) На этом этапе телесное доминирует над разумом; рассудительность, мудрость только лишь развивается. На этой стадии заканчивается физическое развитие (формирование).
     5. Молодость: Выросший ребёнок стал физически независимым, то есть приобрёл привычки к поддержанию чистоты и уходу за телом, научилися ходить и так далее, но нуждается в развитии - в обучении и в школе, и дома. Физическая привлекательность супруга/супруги уменьшается, переходя в уважение и эмоциональную поддержку. Взаимоотношения становятся более глубокими. Это - стадия развития мудрости и её символизирует Гуру [Гуру]. Физический рост был уже закончен ранее, и сейчас идёт поддержание (сохранения) развитого тела.
     6. Зрелость: Человек, сформировавшись в мужчину/женщину, вырос и покинул дом, создав собственную семью. Супруг/супруга может остаться или поменяться, но отношения ушли далеко за чисто физический уровень и развиваются как духовные. Эта стадия может отметить начало спада качеств тела, особенно гибкости, тогда появятся болезни. Индивидуум постепенно становится всё более склонным к одиночеству и понимает, что понятие семьи (и долга перед ней) не ограничено четырьмя стенами; развиваются мысли о вкладе в общественное благополучие. Сурья [Сурья] символизирует эту стадию.
     7. Старость: Тело уже не в состоянии регенирировать ткани с той энергией, как это было ранее. Политика, власть, бюрократизм и коррупция в обществе могут привести к тому, что человек вспоминает, что общество было намного лучше "в старые добрые времена". В действительности, человек становится излишне эгоцентричен. В этот период одиночество - в порядке вещей; взрослые дети, возможно и внуки, слишком заняты, чтобы уделить время старику. Любые виды болезней могут прийти в тело. Подвижность снижается ещё больше. Супруг/супруга может умереть, но в любом случае он/она - это только друг. "Старый" Шани [Шани] символизирует эту стадию. Человек начинает по-настоящему ценить Веды (Писания), святые книги и мудрость мудрых.
     8. Глубокая старость: В этот период человек обычно становится иждивенцем до последнего дня, когда в физическом теле прекратится жизнь. Страх смерти проходит. Эту стадию символизирует Лагна, поскольку ни одна из грах [планет], имеющих тело, не может указывать стадию, в которой тело имеет мало значения.

На основании вышеизложенного и Калйана-Варма, и Вараха-Михира заявляют, что порядок даш [периодов] планет в Найсаргика-Даше [естественной схеме] такой: 1) Чандра, 2) Мангала, 3) Буддха, 4) Шукра, 5) Гуру, 6) Сурья и 7) Шани и, возможно, 8) Лагна. Большинство ведических астрологов возражает против этой восьмой стадии на том основании, что она - то же самое, что стадия старость.

Продолжительность маха-даш [главных периодов] Грах ["планет"]

Ваидйанатха-Дикшита (Джатака-Париджата, 5:2): "20, 1, 2, 9, 18, 20 и 50 лет - это периоды планет в порядке - Сурья, Чандра, Мангала, Буддха, Гуру, Шукра и Шани - для Найсаргика-Даши и для Найсаргика- (естественной) оценки долголетия".

Вараха-Михира (Брихат-Джатака, 8:9): "1, 2, 9, 20, 18, 20 и 50 лет - это периоды планет в порядке - Чандра, Мангала, Буддха, Шукра, Гуру, Сурья и Шани - в Найсаргика-Даше, применимые ко всем существам".

Если периоды и по Найсаргика-Даше, и по обычной Даше (то есть Мула-Даше) указывают благоприятные результаты в параллельное время, то они обязательно произойдут. Явана-Ачарйа полагает, что даша Лагны должна быть последней и приносить процветание. Некоторые астрологи возражают против утверждения Явана-Ачарйи.

Очевидно, что и Вадйанатха-Дикшита и Вараха-Михира исключили период Лагны "восьмой" из маха-даши.

Антар-даша планет

Калйана-Варма рассчивает антар-даши на основе дришти [аспектов]. Он назначает дробный вес, основанный на дришти [аспекте] правителя даши.

Известно, что все планеты дают полный аспект на 7й дом. Поэтому минимальный вес 1/7 дан планетам в 7м доме от правителя даши.

Следующий, уже меньший, чем полный аспект всех планет, величиной в 3/4, приходится на Чатурашра-бхавы (4й и 8 й дома). Калйана-Варма присвоил более высокий вес 1/4 для планет в этих домах.

Следующий, ещё более слабый аспект всех планет величиной в 1/2 планеты дают на Триконы (то есть на 5й и 9й дома); вес, данный планетам расположенным там, равен 1/3.

Калйана-Варма дал вес 1/2 планетам, которые находятся в соединении с правителем даша.

Планетам в оставшихся домах - во 2м, 3м, 6м, 10м, 11м и 12м - присвоен самый высокий вес 1 (единица). Некоторые астрологи игнорируют это правило только потому, что оно не было особо сформулировано в трактате Саравали.

Калйана-Варма считает, что если две или больше планет расположены в знаке, то только сильнейшая из них будет управлять антар-дашей [подпериодом]. Но Сатйа-ачарйа и другие авторы утверждают, что все планеты, находящиеся в знаке, должны управлять антар-дашами (а не только сильнейшая); и тут порядок антар-даш основан на силе, когда сильнейшая планета управляет первой антар-дашей и так далее.

Внимательное чтение главы 'Антар-даша-Пхала-адхйайа' в Саравали показывает, что у правителя маха-даша не должно быть своей антар-даши, поскольку он - это корень, указывающий общее направление маха-даши [периода]. А антар-даши других планет дадут результаты согласно своему характеру.

Порядок антар-даш

Планеты в Кендрах (1, 4, 7 и 10), которых сопровождают планеты в Панапарах (2, 5, 8 и 11), и, наконец, планеты в Апоклимах (3, 6, 9, 12 домах) дают антар-дашам правителей. Джаймини и Парашара дали для этого стандартные правила.



Рекомендуемые книги по Джйотишу
Книги по Джйотишу [?Ведической астрологии?]

Книга "Махариши Парашара: Брихат-Парашара-Хора-Шастра " [БПХШ]
Книга " Станиславский, Телицын: Предсказательная Ведическая астрология "
Книга "Джатака-Бхаранам" -- энциклопедия Ведической астрологии
Книга "Санджай Ратх: Джаймини-Упадэша-Сутрам " (Упадеша-сутры)
Книга "Б.С.Рао: Джаймини-Сутры " (Упадеша-сутры), главы 1 и 2
Книга "Санджай Ратх: Статьи и лекции по Ведической астрологии"
Книга "Санджай Ратх: Главный вопрос Ведической астрологии – предсказание времени событий"
Книга "К.С.Чарак: Варшапхала - учебник по ведический годичной астрологии"
Книга "Мухурта - Ведическая астрология выбора благоприятного времени"

Тантра-Джйотиш -- Ведическая астрология