"Санджай Ратх: Статьи и лекции по Джйотишу [Ведической астрологии]"

Глава 10. Варга-Чакра - принципы делений карты
Первичные деления зодиака

1. Время и Место

Время и пространство подобны бесконечной спирали без начала и конца. Определение начала временной шкалы ("начала времени") или отправной точки развития Вселенной было вопросом, беспокоившим многих мыслителей. И подобные размышления вели ум к определению Бога как того, что не воспринимается "органами восприятия". Великие ведические мыслители персонифицировали Бога как Кала-Пурушу и согласовали эти две концепции - времени и пространства - в четырёхмерную модель Бхачакры [геоцентрического Зодиака]. Для простоты отображения на бумаге обычно Бхачакра изображается как две плоских фигуры, но другие измерения (третье, четвёртое) динамического линейного времени, а также склонение планет и множество орбитальных явлений были тоже исследованы и измерены.

Таким образом, прежде всего необходимо знать, что каждое разделение зодиака (Варга, или Амша) обладает соответствующим ему разделением времени. Поскольку нужно изучить каждый из разделов карты рождения, то также нужно изучить меру времени, представленную этим разделом карты, и с помощью полученных дополнительных знаний о разделе интерпретировать результаты раздела карты и предсказывать результаты времени в данном разделе.

2. Раши и Накшатра

Разделение зодиака на двенадцать знаков и двадцать семь (или двадцать восемь) Накшатр - это первичное разделение "Бхачакры" в парадигме Ведической астрологии. C обнаружением очередной планеты, в умах учёных астрологов возникают сомнения о правомерности деления зодиака (солнечной Вселенной) на двенадцать знаков. Чтобы устранить эти сомнения, необходимо просто понять основание для этого первичного разделения зодиака, называемого Раши-чакра. Зодиак, состоящий из 12 знаков и 27 созвездий, был определён на основе тщательного наблюдения движения Сурйи [Солнца] и Чандры [Луны] в геоцентрической модели Вселенной.

2.1. Раши - двенадцать знаков Сурйи [Солнца]

Изучение движения Сурйи [Солнца] и Чандры [Луны] показывает, что синодический месяц (от новолуния до новолуния) равен 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам, или 29,53059 дням. Округляя до целых дней, мы получаем 30 дней, за которые Сурйа [Солнце] проходит 30° своего движения. Деля 360° Бхачакры (зодиака) на отрезки по 30°, получаем 12 раши, то есть 12 солнечных знаков, поскольку Сурйа [Солнце] - это правитель всех раши, будучи их отцом. Двенадцать знаков - это: Меша [Овен], Вришабха [Телец], Митхуна [Близнецы], Карка [Рак], Симха [Лев], Канйа [Дева], Тула [Весы], Вришчика [Скорпион], Дхану [Стрелец], Макара [Козерог], Кумбха [Водолей] и Мина [Рыбы].

2.2. Хора (основанная на эклиптическом разделении)

Этот "второй" метод разделения основан на воображаемой линии, проводимой от Земли до Сурйи [Солнца], которая проходит через 0° Льва и 0° Водолея и делит зодиак на две половины. Две Хоры (половины) получены из слова Ахо-Ратра и указывают на разделения суток на две равные половины - светлую и тёмную. Таким образом, эта Варга - это разделение зодиака на две части, называемые Сурйа-Хора и Чандра-Хора - Солнечная и Лунная половины соответственно. Сурйа-Хора [солнечная половина] содержит шесть раши [знаков] от Симхи [Льва] по Макару [Козерога]. Чандра-Хора [лунная половина] включает шесть раши от Кумбхи [Водолея] к Карке [Раку]. Это разделение не имеет никакого отношения к Айане.

Смежные раши (то есть Лев и Рак) - это собственные раши Сурйи [Солнца] и Чандры [Луны], их собственные Хоры. Остальные раши - это собственные раши пяти других планет в порядке Буддха [Меркурий], Шукра [Венера], Мангала [Марс], Гуру [Юпитер] и Шани [Сатурн].

2.3 Хора (основанная на Солнцестояниях)

Кроме того, риши наблюдали в годовом цикле два Солнцестояния - летнее и зимнее. Когда длина светового дня самая большая - это летнее Солнцестояние, а когда самая короткая - зимнее. Летнее Солнцестояние, то есть самый длинный световой день, отмечает конец жаркого летнего сезона и начало дождливого сезона ("сезона дождей"). А зимнее Солнцестояние - конец долгих ночей - это граница между двумя половинами зимы: между ранней зимой и поздней "холодной" зимой. Таким образом, зодиак был разделён ими на две половины воображаемой линией, проходящей через 0° Рака и 0° Козерога, то есть проходящей через положения Сурйи [Солнца] в эти два дня экстремума. Эти половины зодиака образуют две Айаны, содержащие по три сезона каждая. Их названия - Уттара-Айана [Северная Цель] и Дакшина-Айана [Южная Цель] - указывают "цели" Сурйи [Солнца], в смысле его движения к достижению самой северной точки Зодиака (то есть 0° Рака) или самой южной (то есть 0° Козерога).

2.4. Кендра [квадрант]

Начало тропического зодиака соответствует положению Сурйи [Солнца] в весеннее равноденствие, когда световой день и ночи равны по продолжительности, то есть 0° Овна. Таким образом, четыре переходных точки зодиака были определены как 0° Овна, 0° Рака, 0° Весов и 0° Козерога. Риши также объяснили, что фактически есть два Зодиака - 1) тот, где солнечную систему можно рассматривать как независимую и 2) второй, в котором солнечная система движется, что происходит в действительности, вокруг центра, названного Вишну-Набхи.

Первая система зодиака называется Сайана-Бхачакра [тропический зодиак] и применяется в западноевропейской астрологии. Вторая система зодиака называется Нирайана-Бхачакра [сидерический зодиак] и используется в Джйотише и других сидерических астрологиях.

Основное отличие второго зодиака от первого состоит в учёте движения солнечной системы во вселенной, измеряемого периодом прецессии равноденствий, цикл которого равен 25'800 годам. Эта разница между начальной точкой отсчёта, когда сидерический и тропический зодиаки совпадали в 0° Меши [Овна] с одной стороны и позицией Сурйи [Солнца] в момент весеннего равноденствия с другой стороны, называется Айанамша. Таким образом, Айанамша - это сдвиг между началами двух зодиаков в рассматриваемый момент времени Айанамша изменяется и растёт; на 1 января 2005 года она была равна 23°55'28.34", на 1 января 2006 года она была равна 23°56'24.22".

В Ведическом календаре Вараха-Михира использовал Шукланта-Масы, а не Аманта-Масы, что и определило имена лунных месяцев на основе положения полнолуний в какой-то Накшатр. Как бы то ни было, накшатра [звезда] Читра была принята как контрольная точка для фиксации зодиака. То есть Читра-Пакша - оппозиция (180°) к Читре - представляет начало такого зодиака, то есть точку 0° Меши неподвижного сидерического ("звёздного") зодиака.

Главное здесь - это то, что Зодиак был разделён на четыре части, по девяносто градусов каждая, четырьмя точками, представляющими начало Меши [Овна], Карки [Рака], Тулы [Весов] и Макары [Козерога]. Эти же четыре точки соответствуют четырём целям человеческого существования: 1) Кама - желания, и их исполнение или неуспех как причина обусловленности материального тела; 2) Артха - богатство, материальное процветание; 3) Дхарма - справедливость, следование Законам Природы и приверженность общественным принципам; и 4) Мокша - духовность и освобождение от цикла реинкарнаций (смены тел). Эти же четыре цели, с другой стороны, разделили жизнь на четыре ашрама ("этапа"), что формирует основу Ведического уклада жизни. Эти же четыре цели также дают понятие 'Чатушпада-Дхарма'12.

Санкхйа-Шастра учит о Панча-Татве - о пяти физических состояниях существования всех тел. Эти формы существования - это: 1) Притхви [Твёрдое тело], 2) Джала [Жидкость], 3) Вайу [Газ], 4) Агни [Энергия/плазма], и 5) Акаша [Вакуум/пространство]. Вакуум пронизывает всю Вселенную, и, следовательно, Акаша-Татва в Бхачакре [зодиака] присутствует всюду. Четыре другие Татвы преобладают в разных раши: в Меше [Овне] - Агни, в Карке [Раке] - Джала, в Туле [Весах] - Вайу, и в Макаре [Козероге] - Притхви.

2.5 Трикона [триада]

Аналогично Кендре, Трикона - это тоже разделение времени. Трикона [Трикон] - это разделение карты рождния в трёх аспектах - прошлое, настоящее и будущее.

1) Используя утверждение Ману-Смрити (день в жизни Богов равен году человеческой жизни), получаем основное уравнение: 1 градус (= дневное движение Сурйи [Солнца]) представляет 1 год человеческой жизни.

2) Используя утверждение Парашары (Парам-Айу [полная продолжительность жизни] для людей равна 120 годам), получаем угол 120 градусов, представляющий текущую жизнь. Следующие 120 градусов представляют будущее, а оставшиеся 120 градусов представляют прошлое. Промежуток в 120° Зодиака охватывает 9 Накшатр. Таким образом, группа из девяти накшатр перед Джанма-Накшатрой [накшатрой рождения] представляет прошлое; группа девяти накшатр от Джанмы представляет настоящее; и группа из 9 накшатр оставшихся представляет будущее.

Это трёхкратное разделение фундаментально для Ведической астрологии. В частности, на основе этого деления есть три типа раши: Чара-раши [подвижный знак], Стхира-раши [постоянный знак] и Двишбхава-раши [двойственный знак]. Поскольку эти три типа базируются на уравнении продолжительности жизни Парашары (120° = полная жизнь), то это разделение используется в самых основных методах оценки долголетия.

2.6. Риту [шесть сезонов]

Смена сезонов дала первичное формирование Ведического календаря, когда год был разделён на шесть Риту - на шесть сезонов (времён года). Дожди - это благословение Богов, поэтому сезон дождей - это время, когда жизнь приходит на землю. Кроме того, существует концепция о падении индивидуальной Атмы с небес с каплями дождя. В каждой из двух Айан есть по три сезона, занимающих своё место в зодиаке и управляемые соответствующими планетами. Следует особо отметить, что Риту [сезоны] привязаны только к солнечным месяцам (то есть к транзиту Сурйи [Солнца]), но не к лунным месяцам. Сурйа [Солнце] - это причина всех сезонов, и управляет летом.

2.7. Накшатры [лунные дома/созвездия]

Кроме деления Зодиака на 12 знаков по транзиту (движению) Сурйи [Солнца], необходимо также разделить его на части по движению Чандры [Луны].

Луна совершает оборот вокруг земли относительно звёзд за 27 дней 7 часов 43 минуты 11.5 секунд. Это - сидерический ("звёздный") месяц. Взяв целое число дней (27 дней), получаем 27 лунных домов (протяжённостью по 13°20' дуги эклиптики) - 27 накшатр. Каждая накшатра идентифицирована звездой (или группой звёзд) и поэтому получила своё название от имени звезды или созвездия. 7? недостающих часов в сидерическом лунном транзите были дополнены короткой гипотетической Накшатрой, называемой Абхиджит. Угловую протяжённость Абхиджит можно найти по пропорции: 7ч:43м:11.5с / 24ч x 13°20' = 4°17'20". Этот промежуток занимает в зодиаке место от 276°40' до 280°57'20", уменьшая 21ю Накшатру (Уттара-Ашадху). Эта 28я Накшатра используется в некоторых Чакрах, например в Кала-Чакре и СарватоБхадра-Чакре.

3. Деления знака

Деление здесь означает разделение 30° раши [знака] на части, разделы, назваемые Амшами ('Амша' - "часть"). Дополнительные карты рождения, построенные на основе содержимого этих разделов21, называют Варгами - "дробными картами", "D-картами". 'D-n' означает, что раши поделён на n частей, где n- это число (номер) Варги, Амши. Каждую Амшу (дробный знак) рассматриваемой дробной карты (D-n) наносят, ставя определённый номер знака в карту D-n. Если любая планета или любая Лагна попала в пределы Амши, то она размещается в нанесенном на карту знаке D-карты.

3.1. Обозначение Варг

Деления зодиака и соответственно дробные карты получили названия по различным критериям:

1. По санскритскому слову для номера раздела - по числу частей, на которые разделён знак. Например, 'Саптамша' - это составное слово; 'Сапта' значит "семь" и 'амша' - "часть". Таким образом, это деление в одну седьмую (1/7) знака. Или, например, 16й раздел называют 'Шодашамша' ('Шодаш' - шестнадцать, 'амша' - часть),

2. По подобному имени. Например, есть 27 Накшатр, следовательно, название 'Накшетрамша' (состоящее из 'накшатра' и 'амша') означает деление знака в одну двадцать седьмую (1/27), то есть дробную карту D-27, составленную из таких делений. Или, например, 'Каламша' - это карта D-16, поскольку сутки (24-часовой день) содержат 16 Кала.

3. По использованию - у каждой дробной карты есть определённое использование и соответствие определённой области деятельности. Например, слово 'Сиддхамша' состоит из слов 'Сиддха' (тело знания, в котором человек учится и совершенствуется) и 'Амша'. Таким образом, 'Сиддхамша' означает карту, по которой изучают процесс изучения/развития. Это - 24е деление (карта D-24). Её также называют 'Бхамша' от слова 'Бха' (как в слове 'Бхачакра' - первичное представление зодиака).

4. По числу делений - обозначение каждой дробной карты непосредственно её числом разделения. Например, Сиддхамшу просто называют "картой D-24" или просто "D-24".

Существуют другие системы Варг (делений), полностью отличные по принципу построения и основанные на других критериях. Например, АштакаВарга строится на основе Рекх и Бинду23, которые используют восьмь факторов карты рождения (положение относительно Лагны и семи планет от Сурйи [Солнца] до Шани [Сатурна]).

3.2. Термины

Подобно любой другой системе, и эта - система Варг [дробных карт] - применяет свои термины, используемые при анализе. Термины помогают пониманию и использованию системы.

1. 'Амша' - в общем смысле относится к делению (части) знака; кроме того, это слово присутствует в названии D-карт, когда используется в соединении с номером разделения, например: 'Навамша' = 'Нава' (девять) + 'Амша' (разделение) = означает одну девятую (1/9) знака и означает дробную карту D-9.

2. 'Йога' - это буквально "союз". Йога, в частности, означает связь двух объектов "карты", к которым относятся грахи [планеты], Лагны и знаки, в любом из четырёх типов Самбандхи24. Например, любую граху, которая обладает йогой [связью] с Лагной, Хора-Лагной или Гхатика-Лагной (посредством управления знаком Лагны или положения вместе с лагной или раши-аспекта с ней) называют 'Йогада' (то есть "дающая йогу").

3. 'Шубхапати': 'Шубха' значит "благоприятный" и в данном контексте относится к Чандре [Луне], поскольку она - опора жизни. Поэтому 'Шубхапати' - это диспозитор Чандры. Его достоинство в различных дробных картах исследуют для определения здоровья и продолжительности жизни владельца карты рождения. Если Шубхапати аспектирует или соединяется с Лагной или Атма-каракой, то он получает положение 'Кевала'. Кроме того, если он связан с Хора-Лагной (ХЛ) или Гхатика-Лагной (ГЛ), то его достоинство увеличивается до 'Кевала-Йогада'; а если обе ХЛ и ГЛ одновременно связаны с Кевалой, то он получает состояние 'Кевала-Маха-йогада'.

4. 'Карйа-раши' - это дом, который является центром деятельности/значений ("деятельность" = 'Карйа') определённой дробной карты (то есть это - основной дом-сигнификатор дробной карты). В D-карте может быть несколько важных домов, как например в Дашамше 6й дом изучают в отношении занятия и служения и связанных вопросов, 7й дом - в контексте бизнеса, но главный дом этой дробный карты - это 10й дом; поэтому для Дашамши Карйа-раши - это 10й дом. Всегда правитель Карйа-раши в карте Раши (в D-1) должен быть хорошо расположен в соответствующей Варге для процветания деятельности ('Карйа'). Это означает следующее. Допустим, нужно проанализировать карьеру владельца карты рождения. В Раши-варге за карьеру отвечает, во-первых, 10й дом и правитель знака, который занимает 10й дом. Допустим, в карте Раши с Лагной Раке это - Овен и Мангала [Марс]. Согласно вышесказанному для изучения возможностей карьеры, кроме силы Овна и Мангалы [Марса] в карте Раши, необходимо: 1) составить карту D-10 и проанализировать её Карйа-раши, то есть 10й дом; 2) определить силу Мангалы [Марса] в Варге D-10. Для успешной карьеры, кроме наличия прочих факторов в Варгах, обязательно необходимо, чтобы эти два сигнификатора (Карйа-раши в Варге и правитель анализируемого дома Раши-варги) были сильными.

5. 'Карйэша' - это сигнификатор Карйи [деятельности]; 'Карйа' ("деятельность") + 'Иша' ("правитель"). Карйэша бывает разный в зависимости от рассматриваемой деятельности. Например, в Дашамше (профессия) у человека может быть много Карйэш, в зависимости от действий, в которые вовлечён человек. Например, президент Билл Клинтон - и политический деятель, и адвокат. Карйэша для политики - это Сурйа [Солнце] (Луна - для чиновничества/государстенной службы), Карйэша для профессии юриста (прововедение) - это Гуру [Юпитер]. В зависимости от положения и силы этих планет в Дашамше, могут быть определены и предсказаны подъёмы или падения в различных аспектах карьеры. Концепция Аргалы показывает, какой из этих Карйэш будет процветающим или ослабленным в любой момент времени на основе смен даш [периодов].

6. 'Карака' означает "сигнификатор" и бывает трёх типов: Найсаргика-Карака, Чара-Карака и Стхира-Карака. Это - обширная сфера Джйотиша. Подробности о Караках и основы - Раши-дришти и Граха-дришти, Аргала и так далее - есть в классических текстах.

4. Гармоники

Поскольку двенадцать знаков Зодиака - это первичное деление "зодиака", из этого следует, что все разделы знаков (дробные карты) имеют последовательности (цикличности), кратные двенадцати. Таким образом, например, карта D-16 (Шодашамша, Каламша) будет первой гармоникой (то есть вторым циклом) от карты D-4 (Чатурамши). Математически это можно записать так: 16 = (12 x 1) + 4, где 1 представляет первую гармонику. Точно так же D-40 (Кхаведамша) - это третья гармоника (или четвёртый цикл) от карты D-4, поскольку 40 = (12 x 3) + 4.

В общем случае формула такова: D-X = (12 x N) + M, где X - это номер карты высших гармоник; 12 - первичное деление зодиака на 12 раши [знаков]; N - номер гармоники; M - номер карты первичной гармоники.

Первый цикл Варг [дробных карт], от Раши (D-1) до Двадашамши (D-12), управляет физическим планом и охватывает такие вопросы как физическое тело (D-1), материальное богатство (D-2), братья и сёстры (D-3), недвижимое имущество (D-4), дети (D-7), авторитет/власть над другими (D-5), супруг (D-9), работа (D-10) и родители (D-12).

Второй цикл (первая гармоника) управляют планом сознания. Это охватывает варги D-13 .. D-24, но Парашара ограничил эти Варги тремя первичными областями умственной деятельности. А именно: Шодашамша (Каламша) D-16 управляет вопросами общего ментального счастья, роскоши, транспортных средств и подобным. Вимсамша D-20 отвечает за духовность, изучение тайных (эзотерических) знаний и так далее. А Чатурвимсамша D-24 анализруется для всех видов изучения/образования (то есть того, что называют культурным наследием).

[...]



Книга "Санджай Ратх: Статьи и лекции по Джйотишу [Ведической астрологии]"