Понятие здоровья и болезни в Аюрведе

В практической медицине понятие здоровья есть, прежде всего, отрицание наличия у человека болезни. И это, в общем-то, неудивительно, ведь медики имеют дело только с болезнями. Поэтому многие из них считают, что абсолютное здоровье существует лишь в качестве недоступного идела, и поэтому придумали термин "относительное здоровье", выражаяего короткой формулировкой: "практически здоров". Высказанная по отношению к "пациенту", такая формулировка означает, что либо он нашел незначительные расстройства его организма. Так современная западная, да и наша медицина, вооружась огромной системой классификации болезней, пытается любого человека уложить на прокрустово ложе своих классификаций, заранее называя его "пациент". С точки зрения "больным" оказался даже самый здоровый на земле человек -- Порфирий Иванов, проведший несколько лет своей жизни "на лечении" в психиатрической клинике. От чего же его лечили, от "избытка" здоровья? Видимо, "патологический" подход к пониманию здоровья оказывается несостоятельным в жизни, может быть и вредным порой для сталкивающихся с ним людей.

Более тонко к вопросу о здоровье подходит восточная медицина. Нельзя не отметить, что во многом ее подход к пониманию здоровья и болезни на Западе пытался внедрить известный психиатор Р.Ленг. Однако, по нашему мнению, более полно и методологически современно выражают такую позицию аюрведические врачи. Они утверждают, что здоровье, в первую очередь, складывается как основная характеристика ментальности человека. Однако подобная связь разума и тела объяснима только на уровне квантовой механики, так как данный уровень, отражая единую причину разнообразных явлений или событий, более близок к тому, что мы называем изначальной энергией, или Пракрити. Ее первоначальные колебания (Махад) образуют квантовое поле, т.е. поле всех, в том числе еще и нереализованных до сих пор, возможностей. Молекула ДНК производится колебанием в квантовом поле, то же мы скажем и о мысли. Эмоция страха и молекула адреналина суть две стороны одного и того же квантового процесса, и то, что адреналин можно собрать в пробирку для химического исследования, а страх нельзя, объясняется лишь некоторыми особенностями нашего способа восприятия мира. Наши глаза воспринимают квантовый процесс как нечто видимое, пальцы - как осязамое, а внутреннее чувство - как эмоцию, мысль или настроение. Но теперь мы с вами знаем, что все это - разные стороны одного и того же явления в квантовом мире.

Действительно, есть и более тонкие уровни энергии, и произошедшие от них более грубые. Ментальность или сознание человека намного ближе, чем его тело, к единному источнику жизни, к космическому сознанию, выраженному на уровне квантового поля. Поле это энергетически содержит информацию обо всем мироздании, оттуда даруются человеку сознание или чувства, которыми потом он может воспользоваться по собственному усмотрению. Таким образом, первичная энергия, или Пракрити, нам явлена не только квантовой реальностью, но и реальностью здоровья. Проводниками этой энергии могут быть и индивидуальное, и даже общественное сознания. Их качественное состояние, с позиций Аюрведы, определяет сохранение целостности органического или социального тела как гармоничного единства нисходящих в него энергий Пракрити, что выражено в балансе трех дош. Так на Востоке нередко понимается термин здоровье.

Если человек имеет и поддерживает связь с космическими энергиями, то он обладает и здоровьем. Причем, такая связь подразумевает объединение в устремлении к мировым энергиям его духа, психики и тела. Объединение достигается традиционными для Аюрведы методами, а именно медитацией, асанами и диетой.