Аюрведа относится к Упа-ведам -- поддерживающим Ведам, вспомогательным Ведам. Если Веды описывают на языке звука динамику самообращённого сознания, то Упаведы, находясь между самообращённым и объектобращённым сознанием, описывают динамику материального мира, как выраженного сознания. Четыре Упа-веды - Аюр-веда, Гандхарва-Веда, Дханур-Веда и Стхапатья-Веда - поддерживают соответственно Риг-Веду, Сама-Веду, Яджур-Веду и Атхарва-Веду, функционируя в тех же качествах на своём уровне мироздания и привнося их в материальную реальность. Аюрведа, поддерживая Риг-Веду, представляет целостное качество - Самхиту сознания - в проявленной Вселенной; остальные Упаведы представляет соответственно качества Познающего (субъекта, наблюдающего) , Процесса познания (процесса наблюдения) и Объекта познания (объекта наблюдения) — Риши, Девата и Чхандас — самосоотнесённых вибраций Чистого сознания Сама-Веды, Яджур-Веды и Атхарва-Веды. Махариши говорит: "Аюрведа это способ заботиться о людях, которые сами не могут заботиться о себе". Когда сознание человека недостаточно пробуждено, "когда целостность Разума забывает о своей целостности и отождествляет себя с постоянно расширяющейся множественностью", человек начинает уделять своё внимание (действия и силы) "средствам достижения счастья", а не самому состоянию Счастья. И это - основа страдания. Тогда приходят Упаведы, чтобы показать, что материальные выражения жизни есть всё тоже Единство непроявленного Бытия, которое по своей природе есть чистое блаженство. Всё мироздание, как утверждает Ведическая Наука, состоит из счастья и поэтому страдания нет, его просто не может быть. И если оно всё же существует, то существует оно как иллюзия, как Майя ("то, чего нет"), как концепция неправильно понятой реальности. |